Наблюдая инопланетян

Что науке на самом деле известно об инопланетянах

Фото
Youtube / 60 Minutes

С точки зрения математики Земля не может быть единственной обитаемой планетой во Вселенной, пишет автор WP Джоэл Ахенбах (Joel Achenbach). Отсутствие доказательств не доказывает отсутствие внеземной жизни. Эти и другие доводы заставляют ученых делать самые сенсационные предположения.

Он прибыл из космоса с огромной скоростью — загадочный бурый объект, грубый и напоминающий по форме сигару. Его скорость была настолько велика, что наверняка он прилетел откуда-то издалека, из межзвездного пространства. Заметившие тело в 2017 году астрономы с Гавайев назвали его “Оумуамуа” (Oumuamua), что по-гавайски означает "посланец издалека, прибывающий первым". Но что это было на самом деле? Комета? Астероид? Или, может, инопланетный корабль?

Это сенсационное предположение возмутило большинство ученых. Но участники программы поиска внеземного разума (Search for Extraterrestrial Intelligence, SETI) из Западной Вирджинии решили получше рассмотреть его в гигантский радиотелескоп.

Инопланетяне всегда в тренде. Увлечение концепцией внеземных цивилизаций новым не назовешь, но в XXI веке оно явно достигло расцвета. Военные летчики рапортуют о встречах с чем-то таинственным и инопланетным, и для изучения этих случаев Пентагон создал специальный отдел. Конгресс проводит слушания. В игру включилось даже НАСА, охлаждая пыл любителей этой жаркой культурной темы холодной логикой науки. И в какой-то момент правительство заменило привычный нам термин НЛО на НВЯ — неопознанные воздушные явления.

Все исследования SETI основаны на гипотетическом существовании инопланетян. Одним из наиболее амбициозных проектов программы является Breakthrough Listen с использованием Национальной радиоастрономической обсерватории в отдаленном горном городке Грин-Бэнк. Наблюдения ведутся с телескопа имени Роберта К. Берда, оснащенного управляемой тарелкой диаметром 90 метров. Если где-то в нашей галактике есть инопланетяне, передающие радиосигналы, то это большое ухо их услышит.

Подтверждение инопланетного радиосигнала стало бы, вероятно, самым важным и разрушительным научным открытием всех времен. Ученые SETI не сомневаются, что поиск стоит затраченных усилий. “Если бы мы этого не сделали и повернулись спиной к соседям по космосу, меня бы это расстроило”, — поделился во время визита в Грин-Бэн Дэвид Макмахон (David MacMahon), главный научный сотрудник Breakthrough Listen.

По этой причине команда Breakthrough Listen направила большой телескоп на загадочный объект "Оумуамуа", прислушиваясь к признакам разумной жизни. “Было абсолютно тихо”, — сообщает ведущий инженер проекта Мэтт Лебофски (Matt Lebofsky).

Изучена лишь небольшая часть нашей галактики. Отсутствие доказательств не является, как известно, доказательством отсутствия. Инопланетяне могут не считать радиоволны полезным или достойным способом общения. Они могут быть патологически застенчивыми или попросту недоступным нашим нынешним технологиям.

Так или иначе в рамках программы SETI никого в космосе не обнаружили, и однажды тишина может стать просто оглушительной. Физик Пол Дэвис (Paul Davies) назвал SETI поиском иголки в стоге сена без уверенности в том, что она там вообще есть. Нельзя исключать ни единой возможности, в том числе той, что мы во Вселенной одни.

НВЯ и новая одержимость пришельцами

Однажды, примерно в 1950 году, физик Энрико Ферми (Enrico Fermi) беседовал с коллегами-учеными о летающих тарелках и о теоретической возможности путешествия высокоразвитого инопланетного вида через бескрайние просторы галактики быстрее скорости света. Внезапно Ферми воскликнул: “Но где же они?”

Так родился “парадокс Ферми”. Вселенная велика и стара, и весьма вероятно, что инопланетные цивилизации эволюционируют на основе исключительно статистических вероятностей. Ферми задал свой вопрос в эпоху технологических революций, включая компьютеры и ракетостроение — космические путешествия и исследования космоса уже не казались невероятными. Так почему же нет убедительных научных доказательств того, что инопланетяне посещали Землю?

Возможно, самое простое объяснение парадокса Ферми заключается в том, что никакого парадокса вообще нет: они здесь! Идея о том, что замеченные в небе таинственные объекты — космические корабли инопланетян, оказалась удивительно жизнеспособной. У нее бывают взлеты и падения, и сейчас как раз наблюдается подъем. Недавно гипотезу тепло встретили в залах Конгресса, где она получила двухпартийную поддержку на фоне стремления правительства раскрыть все известные об инопланетянах факты.

“Американская общественность имеет право узнавать о технологиях неизвестного происхождения, нечеловеческом интеллекте и необъяснимых явлениях”, — заявил этим летом лидер большинства в Сенате Чарльз Шумер (Charles E. Schumer), демократ от штата Нью-Йорк.

Республиканцы в Палате представителей созвали в июле громкие слушания, на которых бывший офицер разведки ВВС рассказал, что у США якобы есть не только разбившийся космический корабль “нечеловеческого” происхождения, но и некие “биологические остатки”. Эдакий римейк истории о разбившейся тарелке 1947 года, известной как "Розуэлльский инцидент", которая подобно библейскому Лазарю восстала будто специально для того, чтобы позлить скептиков.

В сентябре в заголовки мировых газет попал журналист из Мексики, продемонстрировавший Конгрессу своей страны якобы мумифицированные трупы двух трехпалых инопланетян тысячелетней давности. Это “псевдонаучное событие, апеллирующее к нашим фантазиям, желаниям и страхам”, как выразился один профессор, нанесло сильный репутационный ущерб мексиканскому научному сообществу.

Вспыхнувшую недавно одержимость НВЯ ученые считают явлением культурным, а не астробиологическим. В этой области не так много обязательных для науки доказательств, которые можно проверить, воспроизвести и опровергнуть. Применение данных методов к идее о существовании инопланетных космических кораблей, которые обладают удивительной способностью исчезать, не представляется возможным. И услышав истории о спрятанном где-то инопланетном оборудовании, ученые явно захотят его увидеть, потрогать и разве что не попробовать на зуб.

Заслуживающие доверия свидетели, включая военных пилотов, неоднократно видели НВЯ, некоторые из которых так и не удалось объяснить, но они могут иметь значение с точки зрения нацбезопасности, если каким-то образом связаны с технологиями иностранных государств. Но официальные правительственные отчеты — включая подготовленный специальной оперативной группой НАСА — говорят об отсутствии доказательств причастности к этим событиям пришельцев.

Исследователи SETI занимают в спорах беспрецедентно деликатную нишу, ведь их непосредственная работа связана с инопланетянами, пусть и гипотетическими. Но расследование размытых, скрытных, появляющихся и исчезающих НВЯ они решили в свою миссию не включать, сказал Макмахон. “SETI — это не система верований”, а научная методология".

Математика утверждает, что Земля — не чудо

По мнению экспертов SETI, гипотезу о существовании инопланетян подтверждают два научных аргумента: закон больших чисел и принцип Коперника. Согласно первому в нашей галактике Млечный Путь насчитывается около 400 миллиардов звезд, и это всего лишь одна из бесчисленных миллиардов галактик во Вселенной, которая может не иметь границ. Более того, в последние 30 лет астрономы обнаружили, что во Вселенной распространены планеты всех форм и размеров.

При таком огромном разнообразии даже самый заядлый скептик должен признать, что трудно изучить систему возрастом 13,8 миллиарда лет, подобную нашей, и в итоге получить всего один технологичный вид, обладающий самосознанием и строящий телескопы.

Принцип Коперника назван в честь астронома XVI века Николая Коперника, чья революционная модель Солнечной системы ставила в центр не Землю, а Солнце. Согласно ему, по аналогии с тем, как Земля не имеет привилегированного места в собственной системе, человечество не должно считать себя особенным и уникальным. Вселенная — это не про нас, и то, что происходило на этой планете в последние 4 миллиарда лет, могло произойти где угодно.

“В противном случае придется признать, что Земля — это чудо. Лично я так не считаю, — сказал Сет Шостак (Seth Shostak), астроном из Института SETI в Маунтин-Вью, Калифорния. — В природе всему можно найти больше одного примера”. Шостак прав, но с оговоркой: пока науке известен только один пример обитаемой планеты с разумной жизнью, несмотря на десятилетние поиски признаков другой цивилизации. Выражаясь научным языком, N=1.

В 1960 году радиоастроном Фрэнк Дрейк (Frank Drake) предпринял здесь, в Грин-Бэнке, первую попытку уловить инопланетные сигналы, направив телескоп на две схожие с Солнцем близлежащие звезды. Проект “Озма” (Project Ozma) породил всего одну кратковременную ложную тревогу, но в остальном звезды молчали. В следующем году Дрейк разработал уравнение, ставшее с тех пор основой для дискуссий об изобилии обнаруживаемых цивилизаций, с которыми у человечества есть шанс вступить в контакт.

Уравнение Дрейка включает множество переменных, включая измеряемые (скорость звездообразования, процент звезд с вращающимися вокруг них планетами, среднее число потенциально обитаемых планет среди таких звезд) и пока неизвестные (процент планет, на которых есть жизнь, разумная жизнь и т. д.). Астроном-новатор SETI Джилл Тартер (Jill Tarter) назвала это уравнение замечательным инструментом для “упорядочивания нашего невежества”.

Новый оптимизм привнесло открытие экзопланет. Где-то наверняка есть двойник Земли. По словам астрофизика НАСА Николь Колон (Knicole Colón), которая занимается их поиском, самой близкой из обнаруженных является Kepler-452 b на расстоянии 1800 световых лет от нас. Она вращается в “обитаемой зоне” солнцеподобной звезды и может иметь на поверхности жидкую воду. Однако нашим галактическим двойником ее не назовешь: планета вдвое крупнее Земли, что относит ее к классу, известному как “сверхземля”.

Космический телескоп Джеймс Уэбб (James Webb) также исследует интригующую планетную систему Trappist-1, в которой есть множество скалистых планет, заслуживающих более пристального изучения. А технология обнаружения продолжит совершенствоваться по мере создания учеными НАСА и мировым астрономическим сообществом космических телескопов нового поколения, предназначенных для поиска и анализа еще большего числа похожих на Землю планет. “Я действительно думаю, что Земля не может быть единственным местом, где есть жизнь, хотя бы бактериальная или микробиологическая”, — сказала Колон, добавив, что ее шокировало бы подтверждение нашей уникальности как разумной цивилизации.

Астрофизик из Пенсильванского университета Джейсон Райт (Jason Wright), возглавляющий университетский центр внеземного разума и консультировавший проект Breakthrough Listen, отмечает, что разумом обладают многие отдаленно родственные нам виды на Земле. Взять хотя бы осьминогов: они сообразительны, знают, как выбраться из аквариума, и состоят в отдаленном родстве с человеком.

Но эволюция высокоразвитой жизни таит в себе много неизведанного. Как отмечает палеобиолог из Кембриджского университета Эмили Митчелл (Emily Mitchell), несмотря на существование ископаемых свидетельств существования жизни на Земле по меньшей мере 3,5 миллиарда лет назад, крупные многоклеточные организмы появились примерно 600 миллионов лет назад. Земным тварям потребовалось около 3 миллиардов лет, чтобы научиться ползать. “Есть огромная разница между возможностями найти жизнь в другом месте и доказательства разумной жизни и возможностью связаться с ее представителями”, — сказала Митчелл.

Каково это — быть одним

Бывший директор обсерватории в Грин-Бэнке Джей Локман (Jay Lockman) горит желанием обсудить все аспекты радиоастрофизики, включая SETI. Он считает “глупыми” утверждения о том, что мы во Вселенной одни. “В уравнении Дрейка нет никаких известных нам барьеров-подавителей”, — сказал он.

Но между тем Локман предостерегает: если разум эволюционирует в мире, полностью покрытом океаном, “в итоге появятся сверхразумные дельфины, которым никогда не построить радиопередатчик”. В связи с чем возникает философский вопрос: что мы имеем в виду, когда интересуемся, одни ли мы во Вселенной?

Библией для пессимистов инопланетной жизни является книга Питера Уорда (Peter D. Ward) и Дональда Браунли (Donald E. Brownlee) “Уникальная Земля: почему высокоразвитая жизнь не является распространенной во Вселенной” (2000 г.). Там утверждается, что Земле необычайно повезло иметь условия, которые делают высокоразвитую жизнь возможной, например, присутствие в нужном месте гигантской планеты Юпитер для нивелирования угрозы опасных комет.

Но при этом в книге не утверждается, что инопланетян не существует. В интервью Washington Post Уорд заявил, что не отрицает присутствия где-то в огромной Вселенной инопланетян, но наверняка нам этого все равно никогда не узнать, потому что они слишком далеки от нас для вступления в контакт. В его интерпретации мы одиноки не буквально, а функционально.

“Шанс того, что мы найдем кого-то достаточно близкого для взаимодействия, ничтожно мал”, — сказал Уорд. И это не очень хорошо, ведь наш вид — социальный. И наличие во Вселенной кого-то еще вселило бы в нас надежду, подтвердив устойчивость эволюционной адаптации интеллекта, которая в итоге не ведет к самоуничтожению. Мы ищем на других планетах не водоросли, трилобитов и даже дельфинов, а некую — возможно, лучшую — версию самих себя.

Перевод ИноСМИ.