В экспертном сообществе продолжается обсуждения причин и последствий очередного резкого повышения ключевой ставки Центробанка России. Причины, в общем, на поверхности: инфляция, вызванная накачкой экономики бюджетными средствами, растёт, то есть растут цены, рубль по-прежнему слаб и с этим надо что-то делать. Но, как отмечает издание-иноагент The Bell, обещанный Набиуллиной длительный период жесткой денежно-кредитной политики ЦБ будет иметь несколько почти неизбежных негативных последствий (помимо естественного повышения ставок по кредитам, которые начали расти еще до объявления новой КС) и главное из них – сваливание российской экономики в рецессию.
Прямым следствием повышения ставки должно стать замедление инфляции и укрепление рубля. Рынок традиционно чувствует эффект ставки ЦБ с временным лагом три-шесть месяцев — последствия начатого в июне ужесточения политики должны начать действовать в четвертом квартале 2023 года. Большинство аналитиков (1, 2, 3) считают, что действия ЦБ закрепят курс российской валюты на уровне около 90 рублей за доллар.
Главное последствие длительного периода двузначных ставок для российской экономики — возврат экономики к рецессии по итогам следующего года. Bloomberg Economics после сегодняшнего решения оценивает вероятность наступления рецессии в России в 2024 году в 70%.
Политика ЦБ ставит своей главной целью таргетирование инфляции давно. Но сейчас ужесточение ДКП, которое поможет обуздать рост цен и падение рубля, совпадает и с политическими целями российских властей. Последствия экономического спада будут отдаленными, а Кремлю сейчас нужен быстрый результат — ведь президентские выборы пройдут уже в марте 2024 года.
Как в условиях ужесточения политики ЦБ может выглядеть негативный сценарий для экономики России на 2024 год, накануне в статье для Forbes описал экономист Антон Табах. При плохом развитии событий инфляция, подстегиваемая эффектом санкций, дорогим импортом, слабым рублем, бюджетными расходами и кадровым голодом, может никуда не деться. В то же время высокая ставка будет способствовать жесткой рецессии за пределами оборонного и инфраструктурного секторов, имеющих приоритетный доступ к бюджетному финансированию, пишет Табах. «В среднем по больнице» ситуация может казаться приемлемой — но за ней будет скрываться полноценная стагфляция (стагнация экономики на фоне быстрого роста цен), предупреждает экономист.
Что мне с этого?
По-простому происходящее в российской экономической политике можно описать так. Правительство разгоняет экономику и инфляцию, накачивая деньгами отрасли, работающие на войну, и наращивая связанные с войной выплаты населению. ЦБ тормозит инфляцию и ослабление рубля, повышая ставку и жертвуя тем самым экономическим ростом. Оборонная промышленность все равно будет расти за счет госзаказа, а тяжелее всего рецессия ударит по гражданским отраслям. Это движение по замкнутому кругу, при котором роль оборонки в экономике растет и делает все более тяжелым перевод страны обратно на мирные рельсы.