Рекордные 350 тыс. случаев заболевания COVID-19 во Франции, 200 тыс. – в Италии, пик заражений в Израиле, Дании и в Испании – Европа продолжает запугивать мир цифрами, обвиняя во всём новый омикрон-штамм и тех, кто отказался от прививки против коронавируса. Однако постепенно Евросоюз (ЕС) начинает осознавать, что выбранная им политика по сдерживанию распространения инфекции больше не срабатывает. Угроза омикрон-штамма нависла и над Россией. Корреспондент «Октагона» Анна Цыба разбиралась с тем, что же такое омикрон и как им болеет Европа на самом деле.
В Европе наблюдается бум заражений новым штаммом омикрон. Несмотря на высочайшую степень вакцинации европейского континента, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) прогнозирует, что в ближайшие шесть-восемь недель омикрон-штаммом заразится более 50 процентов жителей стран ЕС. О новом штамме известно немного. Впервые его обнаружили в начале 2021 года в Южной Африке. Он очень заразен, но в то же время не так опасен: по информации ВОЗ, штамм несёт гораздо меньший риск госпитализации, чем, например, дельта, а течение болезни проходит с меньшими осложнениями. Из основных симптомов заражения омикроном врачи отмечают головную боль, температуру, слабость и несильный кашель.
Из-за большого количества характерных для вируса мутаций с ним практически не способна справиться ни одна из существующих вакцин, а так называемые бустеры третьей и четвёртой дозы, по мнению ВОЗ и медицинского сообщества, абсолютно бесполезны. Американский иммунолог, инфекционист и первый доктор США в период пандемии коронавируса Энтони Фаучи заявил, что «с омикроном эффективность вакцин снизилась с 80 до 33 процентов, защита от госпитализации упала с 93 до 70 процентов». Фармацевтические компании уже начали в срочном порядке разрабатывать новую вакцину, способную противостоять вирусу, однако многие специалисты настаивают на том, что систематическая вакцинация подрывает иммунную систему человека и его способность противостоять новым мутациям коронавируса – она фактически создаёт эти мутации.
Обратная статистика вакцинации
Согласно опубликованным в немецкой газете Bild данным исследований Индийской национальной академии наук (INSA), 57 процентов немцев больше не верят официальной статистике Германии о числе заражений коронавирусом и смертей от него. Сведения, систематически публикуемые Институтом имени Роберта Коха, подверглись критике и со стороны действующего министра здравоохранения Германии Карла Лаутербаха, заявившего, что текущий уровень заражений неверно отражён в официальной статистике. Неточными считаются и данные о числе привитых от коронавируса граждан.
Тем не менее, согласно отчёту берлинского Института имени Роберта Коха, подготовленному совместно с парижским Pasteur, важнейшим центром исследований в вопросах эпидемиологии и вакцинации, 95,58 процента случаев заражений штаммом омикрон приходится на привитых от коронавируса, при том что 28 процентов из них уже сделали третью бустерную прививку. Опираясь только на эти данные, можно с полной уверенностью утверждать, что эффективность существующих вакцин против омикрон-штамма сводится к нулю.
Учёные из Падуанского университета и университета Венеции провели исследования и установили, что двойная доза вакцины против коронавируса даёт лишь пятипроцентную защиту от омикрон-штамма. Специалисты предполагают, что третья бустерная доза должна защитить от нового штамма почти на 75 процентов, а «следующая [четвёртая] доза вакцины через несколько месяцев и вовсе даст полную защиту от омикрона». Миф о третьей и последней дозах вакцины давно забыт, на смену пришли заверения итальянских политиков и учёных в том, что четвёртая вакцинная доза – это совсем даже не доза, а совершенно новый препарат, способный окончательно победить омикрон-штамм. Станет ли эта инъекция последней, не уточняется.
На пути к естественному иммунитету
Многочисленные исследования, подтверждённые официальной статистикой и публикациями Европейского агентства лекарственных средств (EMA), говорят о том, что многократное введение вакцины против коронавируса значительно ослабляет естественный иммунитет человека, делая его беззащитным перед новыми вирусными штаммами. Британское правительственное учреждение Health Security Agency, отвечающее с апреля 2021 года за охрану общественного здоровья и борьбу с инфекционными заболеваниями, на страницах отчёта о наблюдении за вакциной против COVID-19 признало, что «уровни антител N кажутся более низкими у людей, заболевающих после двух доз вакцины», при том что этот уровень остаётся перманентным.
Отмечается очевидная аномалия, пока ещё в исследовательской фазе, в соответствии с которой омикрон-штамм проявляется в наивысшей степени у сделавших прививку людей.
По мнению ряда специалистов, одна из причин – мутация, обусловленная снижением способности генерации естественного иммунитета после прививки.
Врачи в поисках решения проблемы напоминают о естественной способности человеческого организма самостоятельно генерировать антитела, способные противостоять заболеванию. Представители медицинского сообщества Израиля, находящегося на передовой в вопросах массовой вакцинации и других мерах по сдерживанию коронавируса, уже признали своё бессилие в борьбе с омикрон-штаммом и пришли к мысли о необходимости приобретения естественного иммунитета против коронавируса. По мнению израильских специалистов, только за счёт формирования естественного массового иммунитета у человечества появится реальная возможность локализовать вирус (сделать эндемичным) и обезвредить его, переквалифицировав ковид в разряд обычных простудных заболеваний.
Омикрон в деле, или Экономика дефицита
Европейские страны, до сегодняшнего дня использовавшие политику жёстких ограничений для сдерживания пандемии коронавируса, постепенно начинают пересматривать свои позиции. Шаг назад уже сделала Бельгия, отменившая в конце 2021 года ряд правительственных мер по сдерживанию коронавируса, назвав их неразумными и непропорциональными. Государственный совет признал немотивированным запрет на посещение культурно-развлекательных мест и мероприятий, которое едва ли может быть «опасным для общественного здоровья». Та же динамика наблюдается и в Нидерландах. Правительство страны, несмотря на рост числа заражений омикрон-штаммом, с 15 января снимает тотальный локдаун и открывает для посетителей учебные заведения, магазины, парикмахерские и спортзалы.
Упорство в ужесточении ограничительных мер по сдерживанию коронавируса по-прежнему проявляют Франция и Италия, хотя и здесь приходит осознание убыточности и малой эффективности правительственных требований.
В одной только Италии, согласно информации ассоциации Coldiretti, заработок ресторанов, баров и пиццерий упал в 2021 году на четверть – с 80 до 60 млрд евро по сравнению с 2019-м. Такое резкое падение спроса автоматически отразилось и на поставщиках сельскохозяйственной продукции, и на всей пищевой промышленности. Подсчитывают убытки и горнолыжные итальянские курорты: в этом году предприниматели могут недосчитаться 25 млрд евро. Представители гостиничного бизнеса также бьют тревогу и заявляют о массовых закрытиях.
Министр финансов Франции Бруно Ле Мэр недавно сообщил о возможном росте расходов на газ и электроэнергию для конечного потребителя вплоть до 35–40 процентов. На фоне непрерывно растущей инфляции, превысившей в стране рекорд 2008 года и составившей 3,4 процента, динамика цен выглядит крайне тревожной.
В среднем в еврозоне инфляция уже составила 5 процентов – небывалые цифры для Европы, не привыкшей к таким ценовым скачкам.
Специалисты заговорили о неизбежных перерывах в поставках и о вероятности повторения советского феномена – экономике дефицита. Над Европой нависла тень нового экономического кризиса, и неясно, хватит ли у ЕС финансовых и производственных возможностей для его преодоления, учитывая, что европейские державы основательно залезли в долги и проедают деньги Recovery Fund уже с лета прошлого года.
Напрашивается вопрос, правомерно ли копировать этот неутешительный сценарий в России. Надо ли нашей стране повторять ошибки, которые уже совершили европейские политики, чтобы потом, подсчитывая убытки, прийти к выводу, что затевать очередную информационную кампанию по запугиванию россиян и бизнес-сообщество новым штаммом неразумно. Европа и США уже наломали немало дров – их ошибок хватит на всех и на годы вперёд.