Не успела в мире начаться массовая вакцинация, как коронавирус развернул бешеную активность. За одну неделю в конце предыдущего года в Великобритании обнаружено целых два новых штамма. Первый, получивший кодовое имя B 1.1.17, уже привел к возобновлению локдауна и приостановке авиасообщения с другими странами. А также вызвал массу вопросов. Насколько опасна для нас новая мутация? Действуют ли против нее доступные нам вакцины? И почему коронавирус вообще мутировал? Reminder отвечает — коротко и ясно.
Это еще один коронавирус?
К счастью, нет. Просто вариант того же самого коронавируса, с которым мы живем уже год. Внутри он остался таким же, но немного изменился снаружи. На поверхности вируса есть белки, с помощью которых он цепляется за клетки, когда проникает в организм. Вот они слегка поменяли форму. У вирусов постоянно возникают такие мутации. Какие-то из них исчезают, какие-то закрепляются и передаются по наследству следующим поколениям. Когда накапливается несколько постоянных мутаций, возникает новый штамм. Это как большая семья, в которой у всех одинаковые уши.
Откуда взялся новый штамм?
Точно не установлено. Первые случаи заражения неизвестным вариантом коронавируса выявлены в графстве Кент на юго-востоке Англии. Там он появился еще в конце сентября. То есть, когда о нем официально объявили 21 декабря, он незаметно существовал уже три месяца. Но возник вирус-мутант не обязательно в Англии. Он мог попасть туда из-за границы. Тем более что в нем есть одна мутация, которую уже обнаружили летом в Америке и Австралии, а весной — в Бразилии.
Зачем вирусы вообще мутируют?
Чтобы приспособиться к нам. Новый коронавирус передался от животных человеку совсем недавно. И в отличие от четырех своих предшественников (старых коронавирусов, которые давно превратились в безобидную «простуду»), еще к нам не привык. Сейчас он активно пытается выжить в непривычной для себя среде. А для этого нужно меняться и пробовать разные варианты. С декабря 2019 года новый коронавирус уже дал 7 генетических ответвлений. (Как идет его эволюция, можно отслеживать по интерактивной карте научного ресурса Nextstrain.) Но британский штамм — рекордсмен по количеству мутаций. У него их больше, чем у остальных: целых 17.
Откуда у одного штамма столько мутаций?
Есть версия, что он мог возникнуть в организме хронически больных с иммунодефицитом. Такие пациенты остаются инфицированными коронавирусом по два-четыре месяца и дольше. Для вируса их тело — идеальная лаборатория для эволюционных экспериментов. Там он может развиваться долго в тепличных условиях, не страдая от иммунитета. Видимо, благодаря этому новый штамм и собрал такую коллекцию мутаций. Во всяком случае среди них есть одна, которую раньше находили именно у больных с подавленным иммунитетом.
Почему это вызвало такой переполох?
Потому что в новом штамме есть 8 мутаций, которые, как уже известно, могут сделать коронавирус более заразным. Больше всего ученых беспокоит мутация N501Y в шиповидном белке на его поверхности. С его помощью вирус, как отмычкой, вскрывает оболочку наших клеток и проникает внутрь. Есть данные, что благодаря этому изменению отмычка вируса начинает работать еще лучше. Например, в Южной Африке появление этой же мутации совпало с всплеском заболеваемости, особенно среди подростков.
В Англии заболеваемость тоже выросла. Именно это стало поводом к генетическому расследованию, в результате которого и нашли новый штамм. К тому же, меньше чем за месяц он стал самым распространенным вариантом вируса в стране. А это может указывать на то, что он более живучий. Об этом же говорят данные об изменении индекса распространения коронавируса. Это показатель того, сколько людей заражает в среднем один больной. У предыдущего штамма это 3,5. А у нового — почти на единицу больше.
А болеют от него тяжелее?
Судя по всему, нет. В этом смысле новый штамм не лучше и не хуже старого. В английских больницах не зарегистрирован рост числа тяжелых случаев. Количество смертей тоже не превышает средние показатели.
Тесты его выявляют?
Да. Представители ВОЗ говорят, что существующие тесты любого типа выявляют факт заражения коронавирусом вне зависимости от штамма. А самый массовый в Англии ПЦР-тест TaqPath даже показывает, какой именно у зараженного вариант вируса — новый или старый. Обычно этот тест выявляет вирус по трем генам, но у нового штамма идентифицируются только два. Это его и выдает.
Вакцины против него будут действовать?
Будут. Недавно опубликованы результаты специальных испытаний вакцины Pfizer-BioNTech и данные американского исследования, которые подтверждают, что привитых людей новый штамм поразить не сможет. Вакцина Спутник-V, по уверениям разработчиков, тоже будет против него эффективна. У нового штамма изменились лишь некоторые части белка, с помощью которого он проникает в наши клетки. Антитела, которые вырабатываются в организме благодаря вакцинам, блокируют вирусный белок сразу во многих местах. Так что незначительные изменения не помешают им его обезвредить. Штаммы, устойчивые к вакцинам, могут появиться только после того, как вирус окажется перед необходимостью выживать в мире, где большинство людей привито. Но это будет еще не скоро. Массовая вакцинация только начинается.
Попадет ли новый штамм в Россию?
Уже попал. 10 января Роспотребнадзор сообщил, что в России выявлен первый случай заражения британским штаммом. Еще в конце предыдущего года ПЦР-тест показал наличие коронавируса с характерными мутациями у россиянина, вернувшегося из Великобритании. Сейчас этот человек уже здоров и не заразен. Но если учесть, что всего за месяц с момента обнаружения «британский» штамм успел проникнуть в более чем 40 стран, включая США и Австралию, риск его распространения в России остается высоким. Правда, для нас это будет не первый мутант. Еще весной к нам проник коронавирус с мутацией D614G, которая тогда не меньше беспокоила ученых. Она тоже позволяет вирусу успешнее прикрепляться к клеточным рецепторам. Сейчас такой вариант коронавируса стал в России самым распространенным. Но на уровень смертности это не повлияло. Роспотребнадзор заявляет, что ситуация и на этот раз останется под контролем.
Сергей Панков, Анастасия Иванова.