Две новости по поводу внесения поправок в Конституцию России: в рабочей группе по «шлифовке» предложений Путина накопилось более 200 поправок (помимо внесенных президентским законопроектом); депутаты Курултая (парламента) Башкортостана одобрили предложенные президентом РФ поправки с помощью WhatsApp, даже не собравшись на пленарное заседание. Обе новости абсолютно подходят под определение «профанация», то есть искажение и опошление.
Какое право имеют все эти люди вносить поправки в Основной Закон?
Как сообщила СМИ сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева, поступило уже более двух сотен поправок, и группе пришлось разбиться на подгруппы, чтобы заниматься отдельными блоками поправок. В них оказались не только статьи, затронутые путинскими поправками, но и, например, преамбула Конституции, причём как минимум по трем темам её изменения «уже достигнут консенсус», сообщила г-жа Хабриева, - в преамбуле предлагается раскрыть значение культурного наследия России, подчеркнуть необходимость противодействия фальсификации истории в части великого подвига российского народа в Великой Отечественной войне и указать на особое значение гражданского общества.
Одну минуточку: а кто внёс эту кучу поправок и на каком основании рабочая группа принялась их рассматривать?
Статья 134 действующей Конституции гласит, что «предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы». Всё, список закрыт. Не считая президента РФ, ни один из перечисленных субъектов не вносил, насколько известно, каких либо предложений по поправкам в ОЗ, а законопроект, внесённый в Думу В.Путиным, тоже имеет исчерпывающий перечень поправок. Так откуда взялись и почему приняты к оценке две сотни новых поправок? Это что – резвятся танцоры и фигуристы, составляющие основу рабочей группы? А что думают десяток правоведов, всё-таки попавших в рабочую группу, - что всё решает «демократическое большинство»?
Дура процедура
Другой сопредседатель рабочей группы – председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников «внёс ясность» в процедуру рассмотрения и вступления в силу поправок. Законопроект, напомнил он, должен быть принят двумя третями депутатов Госдумы, после чего отправится в Совет Федерации, откуда его разошлют в регионы (поправки должны получить одобрение не менее двух третей парламентов субъектов Федерации).
После одобрения верхней палатой поправки направляются на подпись президенту. И вот тут – внимание! – новелла. Проект состоит из двух статей: собственно изменения в текст Основного закона и процедурная часть, регламентирующая переходный период. Подписывая документ, президент вводит в действие вторую статью, которая устанавливает процедуру общероссийского голосования, разъяснил Крашенинников. Оно является не опросом, а юридически значимым действием, подчеркнул он, и от результатов голосования граждан уже будет зависеть, вступает ли в силу первая часть.
Это толкование экс-министра юстиции РФ, доктора права и записного демократа! А теперь по буквам.
Согласно 136-й статье действующей Конституции РФ поправки в ОЗ «вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации». То есть закон, уже принятый на уровне нижней палаты, направляется в верхнюю, а та, прежде, чем принять его к рассмотрению, рассылает текст в заксобрания субъектов федерации и начинает свою процедуру только в том случае, если законопроект будет поддержан минимум двумя третями региональных парламентов. И президент подписывает одобренный Советом Федерации закон, утверждающий поправки. Нет, говорит нам г-н Крашенинников, подпись президента будет означать, что вводятся в действие не поправки в Конституцию, а процедура всероссийского голосования по ним. Э... Откуда взялся двусоставный проект? В законопроекте о поправках в Конституцию, внесённым Путиным и принятым Думой в первом чтении, нет ни слова о процедуре всенародного голосования... где прописан механизм этого действа?
Этого «юридически значимого» действа, подчеркивает Крашенинников, от результатов которого «уже будет зависеть, вступает ли в силу первая часть». Ещё раз: где прописана юридическая значимость так называемого всероссийского голосования? Может, рабочая группа сочинила законопроект, но стесняется о нём рассказывать в силу юридической его значимости?
Что же удивляться после всего этого сегодняшнему сообщению, что депутаты Курултая Башкортостана одобрили предложенные президентом РФ Владимиром Путиным поправки к Конституции с помощью WhatsApp?
Я всё же думаю, что это фейк, трудно представить такую смесь цинизма и пофигизма, хотя о том, что парламентарии не обсуждали изменения в Основной Закон страны и выразили свое мнение через переписку в мессенджере рассказали местному изданию proufu.ru несколько депутатов, но даже если фейк, то весьма показательный: чего уж там, гуляй, рванина!
Не жили, нечего и начинать
Вся эта суета, недодуманности, путаница в головах просвещённых юристов и матёрых госмужей производят, конечно, удручающее впечатление. Но правы те, кто указывают, что Конституция никогда не воспринималась «дорогими россиянами» (а прежде – и советским народом), как нечто сущностно значимое для их жизни.
Очередное подтверждение тому, - опрос «Левада-центра», показавший, что около трети граждан полагают, что Основной Закон страны не играет значительной роли, поскольку мало кто с ним считается (причём за четыре года этот показатель вырос на 17 процентов), а доля тех, кто считает, будто Конституция гарантирует права и свободы граждан упала, по сравнению с 2015 годом, с 48% до 27%. При этом 47% россиян полагают, что президентские поправки в Конституцию вносятся в интересах самого Владимира Путина, чтобы расширить его полномочия и позволить ему остаться у власти и после 2024 г.
Народ, конечно, не дурак, но руководствуется старой русской поговоркой: не жили хорошо, так нечего и начинать. Можно её и применительно к Конституции перефразировать.
Юрий Алаев.