В апреле 2008 года НАТО обсуждало вопрос о приеме Украины в качестве знака силы против Путина. США были за, но немцы помешали этому плану. Реконструкция решения, которое закончилось катастрофой, от ответственного редактора рубрики «Современная история» журнала Der Spiegel доктора исторических наук Клауса Вигрефе (Klaus Wiegrefe). Впервые проанализированы конфиденциальные документы Министерства иностранных дел Германии, директивы для немецкой делегации в Бухаресте, рассекреченные документы США, документы WikiLeaks.
Вероятно, Украина никогда не была так близка к присоединению к западному альянсу, как тогда, когда президент США Джордж Буш решительно поддерживал Киев. Но это провалилось из-за Меркель и Саркози, а для Зеленского было ясно: из-за «абсурдного страха» перед Россией. Из-за этого «просчета» его страна переживает «худшую войну в Европе со времен Второй мировой войны».
Обвинение Зеленского заставило бывшую канцлерин нарушить молчание, которое она хранила после ухода с поста. Она заявила, что поддерживает свои решения, принятые на саммите НАТО 2008 года в Бухаресте.
Ходят разговоры о встрече между Меркель и Бушем, о слезах гнева госсекретаря США Кондолизы Райс, о резких нападках министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского на своего коллегу Франка-Вальтера Штайнмайера, ныне президента Германии. О диких угрозах со стороны России. Эти истории также показывают, что Бухарест стал кульминацией борьбы, которая началась в 2007 году и завершилась лишь на время, когда Буш покинул Белый дом в январе 2009 года. И что Меркель была не одна. Их поддержали французы, а также Испания, Италия, страны Бенилюкса, Португалия и Норвегия. Даже британцы, которые были лояльны к Америке, дрогнули.
Правительство Украины и Ющенко в 2007 году была уверены, - только членство в НАТО могло гарантировать суверенитет его страны, в противном случае Украина осталась бы полуколониальной страной, зависимой от Москвы. Подавляющее же большинство украинцев в опросах заявили, что они мало думают об Атлантическом альянсе. Внутри правительства Меркель предполагалось, что около двух третей населения (Украины – ВиД) имеют «негативное отношение к НАТО».
Предрассудки времен «холодной войны», подогреваемые российскими телеканалами, продолжали оказывать влияние, особенно на востоке и юге страны. Украинское правительство должно начать комплексную информационную кампанию, посоветовала американский посол НАТО в Брюсселе Виктория Нуланд. Чтобы, думая о НАТО, украинцы не думали о другом английском «слове из четырех букв».
В конце концов, Ющенко и Тимошенко собрались после парламентских выборов и сформировали коалицию, чтобы помешать победителю выборов Януковичу стать будущим премьер-министром. Это была четвертая смена правительства за три года. В январе 2008 года Ющенко, Тимошенко и спикер парламента наконец отправили письмо в Брюссель с призывом ускорить вступление Украины в НАТО. Тем не менее, письмо не стало символом украинской решимости. Люди Януковича добились этого, парализовав парламент на несколько недель в знак протеста против письма. А потом друг друга заблокировали еще и реформаторы Тимошенко и Ющенко.
Министр иностранных дел Германии Штайнмайер на конфиденциальной встрече предупредил своих коллег по НАТО о внутриполитических интригах в Киеве: «Нельзя исключать скрытые планы». Перед западными гостями украинские реформаторы препирались, как школьники. «В ситуации всегда был виноват другой человек», — так описывает это берлинский дипломат.
В начале 2000-х Путин считал, что Россия может стать членом НАТО наравне с американцами. Тогда он заявил, что членство Украины не будет проблемой. Но на этом все закончилось. В начале 2008 года Путин отправил в Брюссель ультранационалистического популиста Дмитрия Рогозина, массивного человека с короткой стрижкой и ростом под метр восемьдесят, которого в Москве прозвали «хулиганом». Рогозин утверждал, что страны Балтии, Крым и значительная часть Украины относятся к «исконной территории русского народа». На первом же заседании Совета он сослался на антинатовские настроения на Украине и пригрозил, что вступление Украины в НАТО может «поставить под вопрос существование Украины как суверенного государства».
Запугивание было частью политического репертуара Москвы. Путин не оставлял сомнений в том, что Россия снова должна стать великой державой. Но, с точки зрения некоторых стран НАТО, представлялось открытым, каким путем Путин попытается достичь этой цели: агрессивной силовой политикой в старом стиле или экономической мощью и технологическими возможностями по западной модели. «Было ощущение, что сами русские не определились», - говорит один из советников Меркель. Госсекретарь США Райс также говорила о двух вариантах России. Одна, по ее словам, принимает общие ценности, другая - нет. Об этом сообщается говорится в телексе 359 из германского посольства НАТО.
Однако союз раскололся. Посол США Нуланд насчитала в Совете НАТО 14 стран из 26, поддержавших Киев по вопросу ПЧД (план действий по членству в НАТО - прим.ред.): кроме американцев и канадцев, почти только центрально-восточные европейцы. Немцам и их союзникам пришлось мириться с упреками в том, что они заботятся только о своих экономических интересах в России. «Нас и других подозревают в том, что мы уступили России зоны влияния», - писал Бранденбург в Министерство иностранных дел. По сей день все причастные лица с немецкой стороны отрицают, что эти подозрения были обоснованными. Польские же дипломаты распространили даже граничащее с убийством утверждение, что министр иностранных дел Штайнмайер извлекает финансовую выгоду из Северного потока - как и его друг Герхард Шредер, главой канцелярии которого Штайнмайер был. Об этом говорится в американском докладе из Варшавы.
Посол Бранденбург, в свою очередь, нарисовал страшный сценарий политического раскола на Украине. Немецкий дипломат заявил своим американским коллегам в лицо, что невозможно создать безопасность в Европе без России, и глупо пытаться сделать это против России. Таким образом, Бранденбург повторил мантру времен Меркель и Штайнмайера. Сегодня эта мантра считается одним из главных провалов эпохи Меркель.
Президент Буш долгое время позволял украинскому вопросу отходить на второй план, потому что в заголовках газет доминировали войны в Афганистане и Ираке. Письмо из Киева изменило ситуацию. Буш верил в миссию Америки по принесению демократии в мир, и за ним стояло двухпартийное большинство в Конгрессе во главе с сенатором-демократом Джо Байденом, ныне президентом США. Буш видел проблему коррупции в Украине, но он надеялся, что перспектива НАТО поможет реформаторам в Киеве, а также побудит Москву смягчить свое отношение к Украине и Грузии. Американцы неоднократно доказывали немцам, что ни при каких обстоятельствах не должно создаваться впечатление, что Киеву и Тбилиси отказывают в статусе ПДЧ из уважения к Москве. Однако были и предупреждения от агентов спецслужб, дипломатов и министров.
Уильям Бернс, посол США в Москве, а ныне глава ЦРУ, написал, что членство Украины в НАТО станет «самой широкой из всех красных линий» для Путина и всей российской элиты. Американцы использовали весь арсенал дипломатии. Они давили, обманывали и уговаривали немцев. Когда люди Буша узнали, что семья Хойсгена отдыхает в Вашингтоне, его жену и детей пригласили в Белый дом для осмотра достопримечательностей. Словно случайно зашел президент. Они сделали все возможное, чтобы нас подкупить, говорит советник Меркель.
Госсекретарь Райс попытала счастья со своим коллегой Штайнмайером. Райс говорит по-русски и сделала карьеру эксперта по России. Она считает, что Москва должна «осознать, что холодная война закончилась и Россия проиграла». Однако подобный триумфализм был далек от мысли Штайнмайера. Он хотел навести мосты с Москвой и надеялся на перемены. Ошибка, как он сам считает сегодня. Однако в то время даже членство России в НАТО еще казалось возможным в долгосрочной перспективе. А потом появился фактор Медведева.
В соответствии с российской конституцией срок президентских полномочий Путина истекал, и его преемником был избран молодой либерально настроенный юрист Дмитрий Медведев. Если Райс утверждала, что для решения украинского вопроса не было лучшего времени, чем время между Путиным и Медведевым, то немцы сочли это время особенно неудачным. Вскоре американцам стало ясно, что Штайнмайер непоколебим. Самому Бушу пришлось вести переговоры с Меркель лично. Перед Бухарестом он звонил ей как минимум трижды; и он попросил союзников также позвонить в Берлин. Меркель с юмором отреагировала на эти усилия: «Джордж, я уже заметила, что вы просите разных европейцев тоже поговорить со мной по телефону, и тогда я их спрашиваю: вы звоните от имени Джорджа?».
Во время полета немецкой делегации на саммит НАТО в Бухаресте многие разговоры вращались вокруг французов. Штайнмайер явно волновался. Поддастся ли Саркози давлению Америки? Тогда немцам будет трудно помешать расширению НАТО на восток. Пока на саммите начальство произносило речи, делегации обменивались рукописными предложениями, озвучивали идеи и искали пути выхода из ситуации. Звучали следующие постулаты: Россия сама по себе является просто страной, а Россия плюс Украина и Белоруссия — это империя, утверждали американцы. Тогда Москва снова попытается добиться гегемонии над Европой, и тогда Кремль снова будет проводить агрессивную внешнюю политику. По словам очевидцев, Райс даже расплакалась, потому что немцы оставались такими жесткими. Другой говорит, что это были слезы гнева. Выступая перед прессой, министр США позже похвалил союзников из Центральной и Восточной Европы как долгожданного «освежителя крови» в НАТО. «Это народы, которые знают, что значит жить в условиях тирании», – подчеркнула Райс. Говорили о серьезной исторической ошибке со стороны немцев, о неблагодарности, о поощрении России.
Когда сегодня обсуждается провал восточной политики Германии в последние десятилетия, частью этого является преуменьшение российской угрозы в среде немецкой общественности. Канцлерин полагалась на умиротворение, а не на сдерживание. Как пишет Хойсген в своем бестселлере «Лидерство и ответственность», Меркель попыталась успокоить Путина после саммита, указав, что Бухарест помешал Украине присоединиться и что немыслимо, чтобы это фундаментальное решение было отменено. Другая версия заключается в том, что она сослалась на пункт о единогласии в НАТО и заверила, что Германия всегда будет голосовать против вступления Украины.
Это, безусловно, был случай чрезмерной самоуверенности, потому что Путина нельзя было умиротворить. Но, как показывают американские документы, добрых две недели спустя министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский назвал немцев администрации Буша «троянским конем» в НАТО. Когда российский друг Янукович официально вступил в должность президента Украины после своей победы на выборах в 2010 году, произошла задержка, и бывшему президенту Латвии Валдису Затлерсу пришлось ждать вместе с другими гостями. Он оказался рядом с членами российской делегации, которые, видимо, не узнали его или не знали, что он говорит по-русски. Посланники Москвы открыто поздравили друг друга с успехом Януковича в Киеве: «Все идет по плану». Как подчеркнул позже Затлерс, это доказательство того, что так называемая спецоперация Путина против Украины уже тогда шла. Просто еще не на поле боя.