Германская Die Welt заполучила полный текст 17-страничного проекта мирного договора между Россией и Украиной, который, как неоднократно заявлял Путин, был готов к подписанию в апреле 2022 года, но оказался сорван по прямому указанию Зеленскому от тогдашнего премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона. Редактор издания по вопросам внешней политики Грегор Швунг (Gregor Schwung) проанализировал документ и пришёл к выводу, что и тогда и даже сегодня такой договор был бы лучшим выходом из войны, для Украины в первую очередь.
Могло быть найдено мирное решение. Это следует из проекта соглашения, которое обе враждующие стороны обсуждали до 15 апреля 2022 года. Согласно документу, Киев и Москва в основном согласовали условия прекращения военных действий. Открытыми оставались лишь несколько пунктов. Их должны были обсудить лично Владимир Путин и Владимир Зеленский на встрече, которая так и не состоялась.
Пока мир и украинцы пребывали в шоке, Москва пыталась добиться капитуляции Киева за столом переговоров.
После того как Украина стала добиваться все больших успехов на поле боя, Россия даже отступила со своих максимальных позиций. В конце концов переговоры увенчались первыми прямыми переговорами в Стамбуле при посредничестве президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в конце марта. Кадры со встречи на Босфоре породили во всем мире надежду на скорое окончание конфликта. Фактически обе стороны приступили к разработке проекта соглашения.
Были согласованы основные принципы мира. Согласно статье 1 проекта договора, Украина обязалась соблюдать «постоянный нейтралитет». Таким образом, Киев отказался от членства в военном союзе. Таким образом, вступление страны в НАТО было бы исключено. 13 подпунктов первой статьи показывают, насколько далеко идущим было определение нейтралитета.
Например, страна соглашалась никогда «не содержать, не производить и не приобретать ядерное оружие», не допускать в страну [поставок] иностранного оружия и войск и не предоставлять свою военную инфраструктуру, включая аэродромы и морские порты, в распоряжение любой другой страны.
Кроме того, Киев воздерживается от проведения военных учений с иностранным участием и от участия в любых военных конфликтах. Однако, согласно статье 3 документа, ничто прямо не препятствовало вступлению Киева в ЕС.
Взамен Россия обещала больше не нападать на Украину. Чтобы Киев мог быть уверен в этом, Москва согласилась, что пять постоянных членов Совета Безопасности ООН - США, Великобритания, Франция, Китай и сама Россия - могут предоставить Украине всеобъемлющие гарантии безопасности.
В статье 5 проекта договора Киев и Москва согласовали механизм, напоминающий оговорку НАТО о режиме ожидания. В случае «вооруженного нападения на Украину» государства-гаранты обязуются поддержать Киев в его праве на самооборону, закрепленном в Уставе ООН, в течение максимум трех дней. Эта помощь могла бы принять форму «совместных действий» всех или отдельных государств-гарантов.
Согласно статье 15, этот договор должен был быть ратифицирован в каждом государстве, подписавшем его, чтобы гарантировать обязательную силу в соответствии с международным правом.
Таким образом, обе стороны выработали механизм, существенно отличающийся от Будапештского меморандума 1994 года. На тот момент Россия уже заверила Украину в своей территориальной целостности. Западные страны обещали Киеву поддержку в случае нападения, но не гарантировали ее.
Однако гарантии безопасности, о которых шла речь весной 2022 года, потребовали бы одобрения США, Китая, Великобритании и Франции на втором этапе.
Россия также хотела включить в договор Белоруссию, а Киев - Турцию. Однако главной целью участников переговоров в Стамбуле было установление единства между Киевом и Москвой, чтобы использовать текст в качестве основы для многосторонних переговоров.
По всей видимости, это было сделано по просьбе Украины, чтобы показать, что Россия согласится на создание оборонного механизма в стиле «НАТО». На самом деле Украина смогла отстоять свои идеи перед Москвой. Формулировки проекта договора во многом схожи с формулировками так называемого Стамбульского коммюнике. Это двухстраничный документ, копия которого имеется в распоряжении DIE WELT.
В нем Украина изложила свои требования в преддверии встречи переговорщиков 29 марта 2022 года в Стамбуле при посредничестве президента Турции Эрдогана. По итогам переговоров делегации обеих стран разработали проект соглашения 15 апреля в ходе онлайн -переговоров.
Статья 8 соглашения гласит, что Крым и порт Севастополь исключаются из гарантий безопасности. Таким образом, Киев фактически уступил России контроль над полуостровом. Первоначальное украинское требование, которому был посвящен один из пунктов Стамбульского коммюнике, о том, что статус Крыма должен быть уточнен в ходе переговоров в течение ближайших 10-15 лет, не нашло отражения в проекте договора.
В документе не указано, какая часть восточной Украины должна быть исключена из обещания гарантийных государств о защите. Соответствующие разделы выделены красным цветом. Стамбульское коммюнике показывает, что Киев согласился бы исключить части Донецкой и Луганской областей, которые Россия контролировала еще до начала военного конфликта. Российская делегация, с другой стороны, настаивала на том, чтобы Путин и Зеленский лично определили границы и нанесли их на карту.
Украинская делегация отвергла это предложение. Киев потребовал зафиксировать, где проходит граница в соответствии с украинской интерпретацией.
Еще одна проблема: Россия потребовала, чтобы все государства-гаранты согласились на задействование механизма взаимопомощи в случае нападения. Это дало бы Москве право вето на отмену механизма обороны. Москва также отклонила требование Украины о том, что в случае нападения государства-гаранты могут установить бесполетную зону над Украиной.
В ходе переговоров Россия заявила о своей готовности вывести войска из Украины, но не из Крыма и части Донбасса, которая должна быть исключена из гарантий безопасности. Главы государств должны обсудить детали вывода войск напрямую.
Вопрос о будущей численности украинских вооруженных сил также остался нерешенным. Киев частично ответил на требование России о демилитаризации. Согласно «Приложению 1», Москва потребовала от Киева сократить армию до 85 000 солдат - в настоящее время в ней служит около миллиона человек. Украина предложила численность войск в 250 000 человек.
Стороны также разошлись во мнениях относительно количества военной техники. Россия требовала сократить количество танков до 342, в то время как Киев хотел оставить до 800. Украина хотела сократить количество бронетехники до 2 400 единиц, в то время как Россия требовала оставить только 1 029 единиц.
Большая разница была и в количестве артиллерийских орудий. Москва хотела 519, Киев - 1900. Киев хотел оставить 600 реактивных систем залпового огня с дальностью стрельбы до 280 километров, а Россия - 96 с максимальной дальностью стрельбы до 40 километров. Россия хотела сократить количество минометов до 147, а противотанковых ракет - до 333, в то время как Киев хотел сократить их до 1080 и 2000 соответственно.
Украинские ВВС также должны были быть сокращены. Москва требовала оставить 102 истребителя и 35 вертолетов, в то время как Киев настаивал на 160 самолетах и 144 вертолетах. По мнению русских, должны были остаться два военных корабля, в то время как украинцы хотели получить восемь.
Несмотря на то, что ключевые моменты остались нерешенными, проект соглашения показывает, насколько близки они были к возможному мирному договору в апреле 2022 года. Путин и Зеленский должны были решить оставшиеся спорные моменты в ходе личных переговоров. Однако после многообещающего саммита в Стамбуле Москва выдвинула ряд требований, на которые Киев не согласился.
В документе они выделены курсивом. Согласно документу, Россия потребовала сделать русский язык вторым официальным языком на Украине, отменить взаимные санкции и отказаться от исков в международные суды. Киев также должен законодательно запретить «фашизм, нацизм и агрессивный национализм».
Как стало известно DIE WELT от нескольких дипломатов, участвовавших в переговорах, существовала большая заинтересованность в решении проблемы весной 2022 года.
После провала наступления на Киев Россия отступила с севера Украины и объявила о намерении сосредоточиться на завоевании территорий на востоке. Украина с большими усилиями смогла отстоять свою столицу, поставок тяжелого западного оружия пока не предвиделось.
Даже после более чем двух лет конфликт сделка все еще кажется выгодной в ретроспективе. «Это была лучшая сделка, которую мы могли заключить», - сказал DIE WELT один из членов украинской делегации. Украина уже несколько месяцев находится в обороне и несет большие потери.
Оглядываясь назад, можно сказать, что тогда Украина находилась в более выгодном положении на переговорах, чем сейчас. Если бы военное противостояние, которое характеризуется тяжелыми потерями, удалось закончить примерно через два месяца, это спасло бы жизни бесчисленного количества людей и избавило бы их от огромного количества страданий.
Статья 18 проекта договора показывает, что участники переговоров в то время предполагали, что главы двух государств подпишут документ в апреле 2022 года. В телеинтервью в ноябре 2023 года главный украинский переговорщик Давид Арахамия дал, по крайней мере, одну подсказку, почему Путин и Зеленский так и не встретились в рамках ожидаемого финального мирного саммита.
Согласно интервью, тогдашний премьер-министр Великобритании Борис Джонсон приехал в Киев 9 апреля и заявил, что Лондон не подпишет с Путиным «ничего» и что Украина должна продолжать воевать. Позже Джонсон опроверг это утверждение.
Однако есть основания подозревать, что предложение о предоставлении гарантий безопасности Украине по согласованию с Россией уже провалилось на этом этапе. Однако они были бы необходимы Украине, чтобы обезопасить себя от России в будущем.
Перевод ТК Briefly.