Иногда, чтобы сделать рывок в бизнесе или хотя бы открыть свое дело, не хватает не денег, времени или людей, а контроля над собственным «Я». Александр Шаров, основатель школы «Increase.Space», консультант по вопросам стратегии, управления и лидерства,
рассмотривает в РБК, какие проблемы «тянутся» за нами из детства и как их побороть
В саморазвитии нет ничего сверхъестественного. Но в нем и немало чудес, о силе которых мы узнаем лишь тогда, когда смогли погасить вспышку ярости за несколько секунд вместо нескольких дней или промолчали там, где раньше не могли сдержать своих эмоций. С одной стороны, мы можем усмирить себя, с другой — каждый выбирает за себя сам: чего хочет добиться в бизнесе, кем хочет стать, что готов сделать для успеха? Для каждого понятие успеха, гармонии и целостности может быть разным, но часто у нас в сознании существуют общие антигерои, которые мешают достичь их.
Вместе или по отдельности во многих из нас живут Сизиф (человек, который занимается бесполезным трудом) и внутренний критик. Часто мы не подозреваем об их существовании, потому что эти малоприятные персонажи сформировались в далеком детстве, до того как выстроилось наше собственное мышление.
Как это могло произойти? Маленькие дети по своей природе хотят нравиться родителям. Это нормальная человеческая черта характера. Более того, пока у ребенка не сформировано личное представления о мире, он всячески приспосабливается под окружающий его взрослый мир. Бывает так, что он играет, приходят родители, требуют бросить все занятия и побежать по каким-то делам. Фактически ребенка выдергивают из процесса, не давая его завершить. С течением времени он начинает понимать: папе или маме не надо, чтобы я заканчивал свои дела, папе и маме надо, чтобы я выполнял их команду.
Ребенок вырастает, а вместе с ним и Сизифов комплекс: теперь он бросает многое на стадии идеи, на полпути или перед самым финишем, так и не научившись получать удовольствие от достижений. Иногда Сизиф просыпается вместе с внезапной мыслью, что можно не заканчивать, и тогда внутренний антигерой заставляет начать что-то новое, а потом опять бросить. Это вечный труд и незавершенные гештальты. Чем больше их становится, тем больше накапливается усталости.
Причины физической измотанности объясняет эксперимент, который провела российская ученая Блюма Зейгарник. Как-то она пришла в кафе и разговорилась с официантом. Оказалось, что он мог в точности описать заказы всех гостей, сидящих за соседними столиками. Но когда исследовательница спросила его о гостях, которые ушли, официант не мог ничего вспомнить, потому что эти заказы уже были закрыты. Эффект Зейгарник — это незаконченные гештальты. В них скрыто опасное удовольствие: пока мы находимся в процессе работы, мозг работает лучше, мы запоминаем максимально много информации. Минус в том, что из-за этого мы просто не заканчиваем те вещи, которые необходимы.
Прокрастинация и перфекционизм
Часто спутником Сизифа становится перфекционист. Он происходит из детского опыта взаимодействия с неодобряющими или не постоянно проявляющими одобрение родителями, чья любовь всегда условна. Тогда ребенок стремится стать совершенным не только для того, чтобы избежать неодобрения других, но для того, чтобы наконец принять самого себя через сверхчеловеческие усилия и грандиозные достижения. Бывает, что одобрение зависит от результатов работы, тогда ребенок приходит к пониманию того, что только хорошее выполнение делает его ценным.
Стремиться сделать как можно лучше — это нормально. Но есть нюанс: иногда мы понимаем, что сделать идеально невозможно, но внутренний перфекционист не разрешает выполнить задачу хотя бы просто хорошо, и тогда мы не делаем ничего. Например, если в середине написания программного кода программист бросает работу или если вечером расстроенная жена отказывается куда-либо идти из-за неподходящей, на ее взгляд, прически — это перфекционист шепчет им, что бросить проще, чем сделать.
Есть другой персонаж — внутренний критик, и он может оказаться еще злее. Как опасный вирус, который мы зацепили в детстве от родителей или окружения, он уничтожает и принижает. Загвоздка в том, что критик не может повлиять на окружающий мир, но прекрасно отыгрывается на внутреннем. Он обвиняет, стыдит, заставляет оправдываться, требует, сравнивает, вселяет сомнения, давит, издевается и унижает. «Плохие» матери, отцы, друзья — все это жертвы манипуляции внутреннего критика. Он убеждает, что нужно больше стараться, страдать и работать, а каждую ошибку считает полным провалом.
Внутренний критик провоцирует страхи. При поддержке Сизифа, который и так накопил много незавершенных гештальтов, возникает ощущение, что начинать нет смысла: если висит столько недоделанных проектов, то и этот вряд ли удастся довести до конца. Вместе они заставляют нас сомневаться и бросать. Это перерастает в огромную физическую усталость, когда хочется только спокойствия и тишины.
Однако самое опасное в жизни под контролем внутренних Сизифа и критика даже не то, что вы разрушаете свой бизнес, проекты или даже личную жизнь. Нет, настоящий риск в том, что вы можете замереть на месте и спустить все свои силы, эмоции и время впустую. Тогда негативные установки заблокируют способность принимать решения благодаря страху провала и неуверенности в себе. Если не применить тактики по удержанию Сизифа и критика, они приступят к управлению вашим бизнесом вместо вас. И вполне вероятно, что они будут вести себя совсем не как надежные участники команды, а как настоящие диверсанты.
Как прекратить негативное влияние детства на настоящее
Первое, что необходимо понять, — каким образом эти персонажи нас останавливают. Какие мысли приходят в голову, когда хочется все бросить? Какое в этот момент настроение? Какие переживания? Что происходит, когда наши антигерои активизируются? В какой момент они это делают?
Чтобы начать борьбу с внутренними сомнениями, необходимо выполнить три основных шага.
Ведите дневник. Может звучать бредово, но это сильный рабочий инструмент, который помогает в поимке внутренних персонажей. Он позволит понять, что они с вами делают, какие мысли и когда вылезают, на каком этапе. Также необходимо разобраться, как они вас останавливают — это перемена настроения или внешние факторы? Наконец, как вы реагируете — входите в состояние стресса, бросаете или стараетесь преодолеть себя? Дневник позволяет очертить четкую границу того момента, когда Сизиф или внутренний критик вас блокируют. Он должен быть регулярным и честным: дневник нужен не для того, чтобы потом его перечитывать или ностальгировать, а чтобы понять, кто живет внутри и как он на нас воздействует.
Завершайте дела или для начала введите ритуал окончания. Например, наскучившую электронную книгу пролистайте до конца, и тогда на экране читалки появится галочка: «Прочитано». Эта маленькая хитрость поможет мозгу закрывать гештальты. Чем меньше их скапливается, тем реже психика возвращается к прошедшим делам.
Пересмотрите свое окружение. Если оно помогает преодолевать препятствия — это здорово, но если оно апатично, то не позволит добиться больших высот. Это не значит, что следует бросать друзей, скорее — побольше молчать. Нужно преодолевать себя, двигаться и рассказывать о проектах только в тот момент, когда они уже реализованы.
Выйти из цикла
Во многом характер и преследующие его внутренние персонажи закладываются в детстве. Это совсем не значит, что нужно предъявлять претензии своим родителям. Они этого не знали, а многие не отдают себе в этом отчета до сих пор. Казалось бы, воспитание должно эволюционировать, но мы наблюдаем замкнутый цикл, в котором из поколения в поколение передаются одни и те же искривленные поведенческие схемы. Это можно исправить. Сегодня мы наблюдаем позитивную тенденцию: родители, у которых есть такая возможность, активно вкладываются в первоначальное воспитание ребенка, чтобы не сформировать в его сознании этих персонажей. Кто знает, может быть с правильным подходом следующее поколение сможет освободиться от внутренних врагов.
Часто, представляя себе совершенный уровень борьбы со скрытыми антигероями, мы говорим о неких «гуру», но совершенно не думаем о том, что же за этим понятием стоит. Нам кажется, что этого человека не тревожат никакие мысли, что все его проблемы давно остались позади и он живет целостной, наполненной и гармоничной жизнью на вершине успеха. Но это далеко не так. Наши герои не могли стереть эмоции ластиком и жить с чистого листа. Они этого и не делали. Просто они не пользовались некоторыми из них.
Мы никогда не сможем избавиться от своих мыслей и эмоций. Основное отличие между гуру и обычным человеком, между человеком, у которого спокойный ум, и человеком, разрываемым внутренними терзаниями и сомнениями, в сделанном выборе. Один реагирует на все мысли, которые к нему приходят, другой выбирает то, на что ему реагировать.
Мысли никогда не исчезнут, но мы можем их выбирать, как товары в магазине: вы же не покупаете все продукты, которые есть в супермаркете, а выбираете то, что вам необходимо? То же самое справедливо и в отношении мыслей, которые вы решаете держать в голове. Вы можете испытывать и раздражение, и страх, и ненависть, и зависть. Вопрос только в том, что вы с этим сделаете. Выбирать может каждый. Иногда достаточно просто понять и принять эти эмоции, знать об их существовании, но не давать им власти.
Основа наполненной жизни заключается в том, чтобы отдавать себе отчет в том, что, зачем и как мы делаем. Если мы намеренно погружаемся в поезд под названием «Эмоции», вызванный раздражающими мыслями, то он обязательно привезет нас в несчастливую жизнь. Если же мы контролируем происходящее, то это не вызывает у нас тех эмоций, которые могут нас украсть у нас самих. Мысли всегда появляются, но и всегда проходят, не причиняя нам вреда. Потому все те люди, которых мы представляем «гуру», часто медитируют и работают над собой, чтобы научиться владеть своими мыслями, контролировать их и не реагировать на них.