В Уфе скульптура национальному герою Башкирии Салавату Юлаеву оказалась в центре скандала в связи с намерениями властей убрать его для реставрации. Подробности – в материале ресурса Okcagon.media.
1 сентября Башкультнаследие опубликовало на своём сайте акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Салавату Юлаеву». Эксперты пришли к заключению, что памятник подлежит демонтажу, затем его нужно отреставрировать. Однако с проектными решениями не согласилось Башкультнаследие.
Экспертиза, на основе которой сделан вывод о необходимости демонтажа памятника, проводилась по заказу администрации города специалистами из Уфы, Москвы и Санкт-Петербурга. Администрация Уфы заказала её после того, как получила штраф в 200 тыс. рублей за ненадлежащее содержание памятника. Чиновники предложили горожанам до 21 сентября высказать свои замечания и предложения по проекту.
Новость о необходимости демонтажа памятника стала широко обсуждаться после прямой линии главы Башкортостана Радия Хабирова.
«С 1967 года ни разу не делался ремонт, мы можем потерять памятник. Его надо ремонтировать, потому что проблемы не только в самом памятнике, но и в постаменте, который разъезжается. И делать это нужно как можно скорее. Через какое-то время пройдёт хороший ураган, и мы его потеряем».
По словам Хабирова, планируется следующим летом снять памятник с постамента и приступить к его реконструкции. Однако окончательное решение о способе реставрации ещё не принято, рассказал «Октагон.Урал» руководитель Башкультнаследия Олег Полстовалов.
«Я не могу согласиться с проектными решениями, которые опираются на геодезию 1997 года, когда там стоит такое серьёзное гидротехническое сооружение, как фонтан».
– Уже известно, что немного подмывает основание самой скалы. На сегодняшний день готового решения механизма реставрации памятника нет. У нас есть обоснованные сомнения по поводу используемой техники, приедет туда тяжеловесный кран, и поедет всё под гору – этого же нельзя допустить, – пояснил Полстовалов.
Памятник Салавату Юлаеву был водружён в ноябре 1967 года, это самая большая конная статуя в России. Она весит 40 тонн, высота её – 9,8 метра. Уникальность памятника в том, что он имеет всего три точки опоры. Эксперты рекомендуют заменить нижнюю треть передней левой ноги коня, укрепить каркас скульптуры (она полая, внутри есть стальная рама, к которой и прикреплён памятник). Требуется также ряд других реставрационных работ.
Негативную реакцию у члена Совета по правам человека при главе РБ Азамата Галина вызвал тот факт, что проект реставрации объекта культурного наследия подготовлен предпринимателем Наилей Майоровой, которая, по его словам, сама же отвечала за его содержание ещё в «дохамитовские времена» (до 2010 года).
Действительно, по данным из открытых источников, проектные работы по сохранению памятника в 2020 году выполняло архитектурно-реставрационное бюро «БАДИ-с» (ИП Майорова Н.Р.), имеющее соответствующую лицензию Минкультуры РФ. Данных о том, кто именно выполнял подряды уфимской администрации на содержание скульптуры, обнаружить не удалось.
– Мы подготовим письмо Радию Хабирову и Олегу Полстовалову, потому что должен быть проведён конкурс с хорошо проработанным техническим заданием, а у исполнителя должен быть опыт проведения аналогичных работ, – заявил «Октагон.Урал» Галин. – И должно быть страхование ответственности у исполнителя. На площади, где установлен памятник, в 2007 году построили фонтан. Ещё тогда архитекторы были против фонтана, потому что вода может размывать основание возвышенности, на которой стоит скульптура.
По словам общественника, желающих подписать письмо в адрес главы региона очень много.
«Я не знаток в архитектуре, но считаю, что делать экспертизу и ремонтировать памятник должны на заводе, где его изготовили – на “Монументскульптуре” в Санкт-Петербурге. Тем более он существует до сих пор».
Все памятники рано или поздно нуждаются в реставрации, говорит уроженец Уфы, скульптор Илья Литвинов, который работает в Санкт-Петербурге.
– Недавно памятник Петра Клодта Николаю I реставрировали – там проржавел каркас внутри бронзовой статуи. Здесь, наверно, тоже что-то подобное происходит, – сказал он.
Точную сумму, в которую может вылиться реставрация памятника, назвать никто не берётся. Специалисты говорят, что при составлении сметы обычно в расчёт идут 60 процентов от стоимости самой скульптуры. Но цена конной статуи, являющейся символом Уфы и Башкирии, такому подсчёту явно не поддаётся. Например, в том же Санкт-Петербурге мэрия выделила на реставрацию памятника императору Николаю I порядка миллиарда. А весит эта конная скульптура вдвое меньше.
К слову, установка «Тени Салавата Юлаева», арт-объекта, который предложил на время реставрации создать уфимский бизнесмен, оценивается в 6–7 млн рублей.