На фестивале дружбы народов России
19.05.2018 Общество

Казань и Уфа этнически более толерантны, чем Москва и Санкт-Петербург

Фото
nazaccent.tu

Как выглядит этническая дискриминация на российском рынке труда? Этим вопросом задались  сотрудники Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ Алексей Бессуднов и Андрей Щербак.  Исследование показало, что работодатели в Казани и Уфе куда меньше обращают внимание на этническую принадлежность работники, чем их коллеги в  Москве и Петербурге. Чем объясняется такой Поволжско-Приуральский феномен? Объяснить это попытался в сегодняшнем обзоре в «Ведомостях» старший преподаватель факультета социологии университета Эксетера, Великобритания; научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ Евгений Разумный.

С июня по декабрь 2017 года, - рассказывает Разумный, -  мы разослали резюме более чем на 9000 вакансий в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Уфе. Выбор городов был обусловлен размером рынков труда (это города-миллионники) и разницей в этническом составе населения. По данным переписи 2010 г., в Москве и Петербурге большинство жителей – этнические русские, хотя этнические меньшинства широко представлены. В Казани примерно половина населения – русские, а другая половина – татары. В Уфе русских чуть меньше половины, татар – около трети, башкир – около 20%. Нам было интересно узнать, как этнические предпочтения работодателей могут отличаться между этими городами.

После рассылки резюме мы отслеживали реакцию работодателей, регистрируя приглашения на собеседования по телефону (приглашения вежливо отклонялись) и через веб-сайты. Разницу в проценте приглашений на собеседования между этническими группами мы интерпретируем как этнические предпочтения работодателей.

Ну, и вот что получилось. В Москве и Петербурге кандидаты с русскими именами были приглашены работодателями на собеседование в 41% случаев. Доля откликов для украинцев составила 40%, евреев – 39%, немцев – 37%, латышей и литовцев (мы объединили эти две группы) – 34%. Значительно (и статистически значимо) ниже был отклик для этнических групп южного происхождения. Татар приглашали на собеседование в 29% случаев, таджиков, узбеков, чеченцев и азербайджанцев – 28%, армян – 27%, грузин – 26%.

В целом столичная этническая иерархия распадается на два полюса. Группы европейского происхождения, включая русских, имеют преимущество, при этом разница в доле откликов между этими группами мала. На другом полюсе находятся мусульманские народы и представители народов Кавказа. Во многих этих группах с помощью имен сложнее сигнализировать точную этническую принадлежность, и разница в доле ответов между ними фактически отсутствует.

Иная ситуация в Казани и Уфе, где все этнические группы получили примерно одинаковый процент откликов работодателей. Разница между русскими (44%), татарами (44%), чеченцами, азербайджанцами, армянами и грузинами (все по 39%) гораздо меньше, чем в Москве и Петербурге, и статистически незначима. Это один из редких в мире случаев, - уточняет Евгений Разумный, - когда мы обнаруживаем фактическое отсутствие этнической дискриминации на рынке труда. В одном из предыдущих исследований похожая ситуация была зарегистрирована в некоторых провинциях Китая: во Внутренней Монголии работодатели примерно с одинаковой частотой приглашали на работу монголов и китайцев, а в Синьцзяне – уйгуров и китайцев.

С чем связана разница между Москвой и Петербургом, с одной стороны, и Казанью и Уфой – с другой? Можно предположить, что более частые межэтнические контакты (между русскими, татарами и башкирами) снижают уровень ксенофобии в целом. Однако и Москва, и Петербург тоже не являются мононациональными городами, и большинство их жителей часто контактируют с представителями других этнических групп. Возможно, дело не только в межэтнических контактах, но и в формальном статусе Татарстана и Башкортостана как этнических республик. Русские живут в Казани и Уфе на протяжении нескольких столетий, однако не воспринимают эти города как автохтонную русскую территорию. По всей видимости, как русские, так и татары в Казани и Уфе не считают друг друга и представителей других этнических групп потенциальной угрозой, - заключает автор «Ведмостей».

Ну что? Вывод из разряда «что и требовалось доказать».

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии