В Казанской ратуше состоялась презентация нового проекта застройки Казани между мостом «Миллениум» и Гривкой. Красиво-богато, но по карману ли?
Новый проект предполагает застройку пустыря на берегу Казанки возле колеса обозрения. Здесь, пишет БО, возведут пять зданий: одно высотой 100 м, остальные — 65 метров. На пустыре планируется разместить четырехзвездочные и пятизвездочные гостиницы, апартаменты, часть площадей отдать под офисы. Здания поставят на общий стилобат с пешеходной зоной, площадью, торговым центром, ресторанами, конференц-залами, под которыми размещается парковка на 500 автомобилей. К воде архитектурный объем спускается поэтапно в виде озелененных террас.
Нужда в такой застройке, как пояснил на презентации мэр Казани Ильсур Метшин, возникла не в последнюю очередь в связи с тем, что в октябре 2024 года татарстанская столица будет принимать саммит БРИКС, на котором ожидаются главы 26 государств со свитами, а селить высоких гостей негде, оказывается, - и в целом отельного номерного фонда не хватает с учётом роста туристической привлекательности Казани, а топового уровня – тем более. Так что кровь из носу, а первые два здания гостиниц в составе комплекса предстоит сдать в эксплуатацию уже через год, и даже раньше. Сумеют? Судя по настроению участников презентации, сомнений нет, но если посмотреть со стороны, кое-какие вопросы возникают.
Первый – цена. Соседний комплекс примерно такого же уровня – «Яр парк», возводимый на месте снесенного ТРК «Ривьера» - оценен на сегодня в 29 млрд рублей (говорю «на сегодня» потому, что на практике редко какой объект к моменту сдачи не оказывается в пару раз дороже первоначальной сметной стоимости), новый комплекс вряд ли будет изначально стоить меньше 50 млрд рублей. Кто возьмётся профинансировать такое и на каких условиях? Публичного ответа на этот вопрос не видно.
Второе. Заказчиком названы «структуры, близкие к главе ПСО «Казань» Равилю Зиганшину» (земля, на которой будет строиться комплекс, принадлежит заводу «Кварт», которым, в свою очередь, владеет зять главы ПСО «Казань» Равиля Зиганшина Тимур Зайнутдинов). Конечно, это ПСО славно начинало в период расцвета группы «ТАИФ», но то было давно, и не сказать, что весь последующий путь компании с запада на «Восточный» и обратно оказался безоблачным. Так что тут понадобится, по-видимому, буквально ленинский «учёт и контроль».
И третье. Саммит БРИКС – дело разовое, а что потом? У кого на балансе окажется комплекс, во сколько будет обходиться его содержание и из каких источников, есть ли шанс, что вложения когда-либо «отобьются»?
Вопросы не праздные, хотя бы потому, что «кубышки» банков, бизнес-структур и тем более госбюджетов, любого уровня, не бездонные, а в условиях СВО скорее дырявые, и велика вероятность, что новые «архитектурные излишества» (определение времён Хрущёва, напомню) обернутся снижением финансирования простецких задач, - замены худых водо- и канализационных сетей, капремонта жилья и социальных объектов и тому подобного.
Следует ли из сказанного, что новую мега-стройку лучше не затевать? Не знаю, честно сказать: с одной стороны – тришкин кафтан тянем туда-сюда, а с другой – хочется же пожить красиво, подняться над суетой, удивить мир размахом. Очевидно одно: начиная с 1000-летия Казани экономика татарстанской столицы существует по принципу езды на велосипеде по вертикальной стене: пока сучишь ножками, крутишь педали – ты в седле, сбился с ритма – падение на дно неизбежно. Event economy – так это ещё называется, и пока «велосипедисты» держатся.
Иллюстрация студии «Сергей Скуратов Architects».