Коррупция и антикоррупция

Коррупционный механизм – единственный работающий в России. Не дай бог сломать

Фото
Сергей Ёлкин

Телеграм-сообщество бурлит подробностями о том, как государство примется уничтожать в России коррупцию – прям сразу после Послания президента РФ Федеральному собранию. Если авторы сенсаций действительно питаются источниками из кремлёвских башен, то становится страшновато: власть рискует сломать едва ли не единственный механизм, обеспечивающий движение в экономике нашей страны.

Множество утечек говорит о том, что Путин придаёт исключительное значение Посланию, которое должно быть  оглашено 15 января, да он и сам допустил «утечку», заявив ТАСС, что обеспокоен снижением реальных доходов россиян и «поднимет этот вопрос». Но что может изменить ещё одна речь, даже самая громокипящая?

Ну, говорят якобы хорошо информированные блогеры в своих ТК,  власть уже подготовила программу изменения социальной политики, которая в кратчайшие сроки позволит людям увидеть результаты в виде повышения их доходов, а также в виде ряда решающих ударов по коррупционерам и самим основам коррупции. Таким образом к сентябрьскому – 2020 и 2021 годов – единому дню голосования власть обеспечит свою поддержку со стороны благодарного электората  и вернёт заоблачные рейтинги. А значит, и  решающий трансферт власти удастся провести безболезненно.  

При этом  доходы будут повышены якобы за счёт того, во-первых, что власти «попросят поделиться» бизнес, а во-вторых, за счёт посадки коррупционеров с экспроприацией незаконно нажитого.  А чтобы никому не было больно и обидно, - вот Византия во всей красе! – потери бизнеса будут компенсированы за счёт ресурсов, предусмотренных на реализацию нацпроектов. Каким образом что-то может прирасти в результате переливания из пустого в порожнее, не объясняется. То ли это ниже достоинства полуанонимных аналитиков, то ли выше их понимания.

Разумеется, действо должно быть ярко декорировано (какая же политики без этого) и ключевым элементом декора должен стать некий Антикоррупционный фонд. О! Фонд – это звучит заманчиво для профблогеров, на нём можно классно заработать, и они вовсю расписывают возможности новой кормушки.

Например, авторитетный «Кремлёвский безБашенник» живописует такие детали. «Согласно проекту, создаваемая структура обозначит концепцию 9 шагов движения к безкоррупционному обществу: наказание за коррупционные преступления вплоть до пожизненного; отсутствие срока давности по коррупционным преступлениям; неприменение УДО для отбывающих наказание за коррупционные преступления; вознаграждения для граждан, сообщающих о фактах коррупции; максимально жесткое наказание за дачу взятки; премия для журналистов за лучшее расследование на данную тему; создание базы данных по осужденным за коррупционные преступления; пожизненный запрет уличенным в коррупции чиновникам занимать должности на госслужбе; пожизненный финансовый контроль для отбывших наказание коррупционеров».

«Вместе с тем, - примечает «КБ», - будет предложено рассматривать коррупционные дела с участием суда присяжных».

Жуть!

Жуть потому, что если всё это будет реализовано, экономика страны, и так-то еле дышащая, просто впадёт в коматозное состояние,  - упадёт количество реальных рабочих мест, встанут стройки, предприятия окажутся без сырья и так далее – по всей кооперационной цепочке.  

Понимаю, что несу ересь, но не спешите плеваться и клеймить, давайте попробуем просто подумать над смыслом исконно русской поговорки – «не подмажешь, не поедешь».  Вековая мудрость в ней, без иронии говорю. Потому что в России никогда не было по-настоящему качественного госуправления, то есть – и в  том числе – корпуса квалифицированных и ответственных чиновников и законопослушных и ответственных исполнителей, начиная с вахтёров и дворников. И потому также, что масса законов, уложений, постановлений, распоряжений – всех этих «нормативных актов» - не додумывалась и не додумывается до конца и за редкими исключениями не сопрягается друг с другом.  А раз так – и пока так, то да, единственная смазка, позволяющая громоздким и плохо пригнанным шестерёнкам экономического комплекса («народного хозяйства») вращаться и давать какой-то продукт – это неформальные отношения акторов процесса, это непотизм и взяточничество. 

Кстати, хорошей иллюстрацией сумбура в головах государственных мужей служит уровень понимания самого объекта годами и десятилетиями декларируемой борьбы – коррупции. В господствующем представлении, коррупция – это и разложение через подношения собственно госчиновников, вплоть до высших, или «народных депутатов», лоббирующих какой-то акт в пользу той или иной бизнес-структуры, но в ущерб интересам государства и общества, и  «подарки» какой-нибудь медсестре, чтобы вовремя и хорошо сделала укол, или сантехнику, чтобы побыстрее устранил течь на кухне.  Но ведь это принципиально разные вещи – бытовое взяточничество (с которым тоже надо, конечно, бороться) и коррупция, разъедающая собственно госаппарат. Разделите мух и котлеты, сконцентрируйтесь на главном, глядишь, и поборете.

Но не раньше, чем в стране появится реальное правительство, реальная, то есть компетентная и жёсткая исполнительная власть, подотчётная не какому-то одному лицу, пусть и семи пядей во лбу, а представительной, законодательной власти,  выражающей интересы различных групп населения – и, в совокупности, всех граждан страны. Тогда да, можно и нужно будет крушить коррупционные схемы и коррупционеров без опаски.

Круг замкнулся, как видим, - начинать надо с создания условий, выталкивающих на авансцену,  к рычагам и рулю, не временщиков, а толковых, знающих, ответственных, энергичных людей. И патриотично настроенных, да, это важно.  Меритократия, вот что нужно России. (Кстати, как вам такая идеология?) А пока движения в этом направлении нет, очень опасно переусердствовать в борьбе с коррупцией. 

Вопрос, готова ли существующая власть открыть путь к переформатированию самой себя, излишен, по-моему. Так что делайте выводы. И – прекрасный лозунг советских времён – все на выборы! (Смайлик.)

Юрий Алаев.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии