Президент Франции Эммануэль Макрон
27.04.2019 Политика

Франция хочет «справедливости и человечности» политики. Эмманюэль Макрон подвел итог «национальной консультации»

Фото
Пресс-служба Елисейского дворца

Вчера вечером в Париже в Елисейском дворце прошла пресс-конференция президента Эмманюэля Макрона. Он говорил о мерах, на которые пойдет правительство для преодоления кризиса «желтых жилетов». Среди них — снижение налогов, реформа парламента и государственного аппарата. Коснулся президент и угрозы «политического исламизма», и связанных с единой Европой проблем иммиграции. Президент хочет прислушаться к французам, требующим «справедливости и человечности» политики, считает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.

Выступление президента Макрона по итогам «национальной консультации» (а точнее — манифестаций и погромов «желтых жилетов») должно было прозвучать еще 15 апреля. Но за 20 минут до эфира оно было отменено: начался пожар в соборе Нотр-Дам. Любители конспирологии не преминули заметить, что видели президента со спичками возле собора. Однако вопросы, которые он собирался обсудить с аудиторией, мгновенно просочились в прессу, сохранить элемент неожиданности на следующие десять дней не удалось.

Новостью стал разве что формат общения со страной. Если 10 декабря, объявляя первые неотложные меры по преодолению кризиса, Эмманюэль Макрон выступал в студии, с глазу на глаз с французами, то теперь он предпочел пресс-конференцию, а торжественную кафедру сменил на ученический стол и простое офисное кресло. 

Он не вещал, а вел диалог с собравшимися. Это любопытная перемена. Президент, как известно, не жалует журналистов, но вчера именно на них была возложена функция посредника между ним и страной.

Беседу он начал с кризиса, который уже полгода потрясает Францию. Однако явно не испытывал желания назвать это «кризисом "желтых жилетов"». Признав, что люди вышли на улицы со справедливыми требованиями, он напомнил, что «движение» сорвалось в итоге в насилие и было использовано оппозицией и бунтарями в целях дестабилизации общества. Однако выбранную им линию реформ господин Макрон считает правильной, видя ошибки в основном в тактике их проведения и в неудачной системе коммуникации. Реформы были преподнесены неправильно, оттого и плохо поняты, заключает он.

Проблемы Франции президент видит в несправедливости, не только налоговой, но и социальной и территориальной. Эта несправедливость начинается еще на уровне семей, когда дети бедняков и жители сельской местности имеют заведомо меньшие шансы преуспеть, когда все чаще встречающийся тип «неполной» семьи с одной работающей матерью или отцом не получает достаточной помощи от государства. 

Недоверие к элитам, ощущение заброшенности, отсталости от мира — это то, что испытывают сейчас многие французы.

Начал президент с денег, пообещав снизить налоги в общей сложности на €5 млрд, повторить единовременные выплаты по итогам года и немедленно индексировать выплаты для тех пенсионеров, кто получает менее €2 тыс. в месяц (остальным пенсионерам придется ждать 2021 года). Он согласен с тем, что налоговое бремя должно быть одинаково для всех, однако вновь выступил против восстановления налога на крупные состояния (ISF). Эта мера уже стоила ему прозвища «президент богатых», но Эмманюэль Макрон еще раз попытался убедить население, что речь идет не о подарках богатеям, а о том, чтобы поощрить их вкладывать деньги во французскую экономику. Только «работающая» часть денег выведена из-под налогообложения — и это прагматическая мера. В конце года ее применение будет проанализировано экономистами, если она не работает, в 2020 году налог ISF можно будет восстановить. «Я не хочу увеличивать налоги,— сказал президент,— я хочу их уменьшать».

По его мнению, страна также нуждается в децентрализации и реформе государственных служб. Он пообещал, что без согласия мэров не будут закрываться школьные и медицинские учреждения. Равенство начинается за партой, поэтому значительные средства будут направлены учителям, школы получат возможность формировать классы, где будут учиться не более 24 учеников,— «это тоже инвестиции». 

Изменится и распределение функций государственных служб между столицей и провинцией — как сказал господин Макрон, «слишком много людей в Париже принимают решения и слишком мало людей на местах, чтобы их воплощать». Предлагается перераспределить госаппарат по стране за счет закрытия «ненужных» комитетов и ведомств, сведения разных служб в создающуюся France Service, систему «единого окна». За счет этого правительство собирается сэкономить деньги на содержание функционеров и чиновников. Меняется и принцип их занятости, и если раньше принадлежность к чиновничеству обеспечивала работу вплоть до хорошей пенсии, теперь систему конкурсов и временных контрактов собираются применить и здесь. Президент готов обсуждать даже закрытие высшей школы госуправления ENA, десятилетиями поставлявшей госчиновников на высшие посты республики. Он по-прежнему считает, что управлять страной должны специалисты, выборные депутаты, хотя считает, что количество их стоит сократить на треть или на четверть. 

Не будет принято и предложение о праве голоса «против всех». По мнению президента, выборы должны требовать ответственного решения, умения выбрать, если придется, лучшее из худшего.

Также намечено пропорциональное формирование парламента — не полностью, а на 20%. Заметим, что даже это скромное изменение откроет путь в парламент для открытых президентских противников, прежде всего для «Национального объединения» Марин Ле Пен.

Отдельно говорил Эмманюэль Макрон о вызовах, которые бросают гражданскому обществу агрессивные меньшинства, и угрозе «политического исламизма». Тем самым он готовит почву для нового закона, который должен развить существующий с 1905 года закон об отделении церкви от государства, приблизив его к современным реалиям. Его готовились обсуждать уже этой зимой, но события принудили отодвинуть работу на лето. 

По мнению Эмманюэля Макрона, Шенгенское соглашение не защищает Францию, а некоторые его государства-участники так и норовят пользоваться привилегиями, избегая разделять груз волны иммиграции. Теперь он намерен обсуждать проблемы права на убежище и воссоединение семей, которыми пользуются организаторы нелегальной иммиграции. «Чтобы открывать вход, надо иметь границы, чтобы принять, надо иметь дом»,— напомнил господин Макрон. В связи с этим он готов обсуждать изменения шенгена и даже не исключил, что часть стран может его покинуть.

Французские журналисты задали ему немало вопросов о том, как он пережил немилость «желтых жилетов» и собирается ли он, несмотря на это, баллотироваться на второй срок. Ответ Эмманюэля Макрона был таков: когда вы идете во власть, вы заранее соглашаетесь с тем, что вас не будут любить. «Управлять сейчас — это соглашаться с непопулярностью, это я принимаю». Однако он считает, что разгул насилия не имеет оправданий: «Мы в самой свободной стране, где можно все открыто сказать, можно проклинать президента, можно хоть богохульствовать, но ненависть недопустима». 

О втором сроке президент сказал так: «Если бы это было моей целью, я бы все делал, чтобы понравиться. Я не думаю о будущем сроке, я бешено хочу успеха в этом пятилетии, я хочу, чтобы преуспела наша страна, которая этого заслуживает». Потом улыбнулся и добавил: «Но пять лет назад я об этом тоже не думал».

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии