Путин об итогах своего визита в Иран
20.07.2022 Политика

Путин об итогах своего визита в Иран

Фото
kremlin.ru

В завершение рабочего визита в Иран Владимир Путин ответил на ряд вопросов представителей СМИ. Коротко: в Сирии процессы согласований интересов сторон продолжаются, Иран становится России всё более интересен и полезен, вывозу зерна с Украины мы будем содействовать, если с России будут сняты санкции на экспорт её зерна, а газ для нас - не оружие, а средство вразумления западных лидеров, которые, хоть все и с высшим образованием, не умеют просчитывать элементарных последствий своей политики. 

Немного интересного про Сирию, о которой, на фоне СВО в Украине, как-то подзабыли.

Так вот, из ответов Путина следует, что там по-прежнему идёт переговорный процесс между официальными властями и неназванной оппозицией, 90 процентов населения по-прежнему живут за чертой бедности, а по части поставки гуманитарной помощи есть разногласия: Россия настаивает, чтобы её получателем и распределителем был официальный Дамаск, а поставщики (страны Запада, надо полагать), предпочли бы адресную поставку в том числе на территории, не контролируемые режимом Асада. В результате «мы согласились на полугодовое продление существующего порядка, в том числе для доставок в Идлибскую зону, именно для того, чтобы взять ещё дополнительное время для согласования позиций».  То есть не вся гуманитарка идёт через официальные власти.

Интересные вещи происходят, оказывается, в Заевфратье. По словам Путина там господствуют какие-то американские войска и грабят сирийское государство, сирийский народ, незаконно вывозя оттуда нефть. В регионе работают совместно российско-турецкие наблюдательные конвои, но это не помогает стабилизировать ситуацию. Достичь её можно, согласно Путину, только в том случае, если вся эта территория будет передана «под контроль официальных властей Дамаска, под контроль вооружённых сил Сирийской Арабской Республики, и тогда можно будет вести диалог с теми, кто за это отвечает, в данном случае с официальными властями Сирии».

О «маленьком участке» железной дороги в Иране, позволяющим Питеру выйти в Персидский залив

Президент РФ ответил также на вопросы о переговорах с лидерами Ирана и президентом Турции.

По Ирану. На встрече с духовным лидером страны Сейедом Хаменеи  говорили в основном о вопросах стратегического характера («это сфера его деятельности»), и Путин пришёл к выводу, что «по очень многим позициям у нас совпадают наши взгляды с Ираном», что «очень важно и весьма полезно»; на встрече с президентом Ирана Ибрахимом Раиси – прежде всего о вопросах экономического характера. Путин напомнил журналистам, что по маршруту «Север – Юг» - с выходом на южные порты Ирана, а затем в Персидский залив и в Индию - уже пошёл первый экспериментальный, пробный железнодорожный состав, а также рассказал о планах строительства в  Иране  железной дороги на участке Решт – Астара. Её протяженность всего 146 км, но эта дорога позволит наладить грузопоток с севера России, из Петербурга, уточнил Путин, прямо в Персидский залив.  РЖД готовы проложить эту дорогу (в которой заинтересован также Азербайджан) и сейчас предстоит договориться об условиях этого строительства.

Разумеется, невозможно было умолчать об иранской ядерной программе и взаимодействии ИРИ с МАГАТЭ, но Путин коснулся этой темы максимально обтекаемо.

Затронув вопрос о вывозе зерна с территории Украины, президент РФ подчеркнул, что «Турецкая Республика и лично Президент Эрдоган много сделали для того, чтобы была достигнута договорённость», но Россия изначально поставила условие  «пакетного» соглашения: мы не препятствуем вывозу в том случае, если вы (Запад) снимаете «все ограничения, связанные с возможными поставками на экспорт российского зерна». «Посмотрим, что из этого получится в ближайшее время», - заметил Путин и в то же время напомнил, что ограничения, связанные с поставками на мировой рынок российских удобрений, американцами уже «фактически сняты». То есть он тут продемонстрировал осторожный  оптимизм.  

Давим на газ

Отвечая на вопрос об истоках и возможных последствиях энергетического кризиса в Европе, Путин не удержался и запустил очередной мэм, сказав о западных лидерах, что «они большие специалисты в области нетрадиционных отношений, вот и в области энергетики тоже решили сделать ставку на нетрадиционные виды энергии». Однако, констатировал российский лидер, Солнце и ветряная энергия не выручили: «зима оказалась длинной, ветра не было – вот и всё. А инвестиции в основной капитал в традиционной энергетике припали из-за ранее принятых политических решений: банки не финансируют, страховые компании не страхуют, а местные власти участки под новые разработки не выделяют, трубопроводный и другой транспорт не развивается. Вот результат политики за предыдущие много лет, за предыдущее десятилетие, наверное. Отсюда всё началось, не из-за каких-то действий России и «Газпрома», – и цены поползли».

Тут Путин продемонстрировал отличную интеллектуальную форму, засыпав журналистов цифровыми показателями, но главное было в том, что ««Газпром» всегда выполнял, выполняет и намерен выполнять все свои обязательства», а то что «наши партнёры перекладывают свои ошибки или пытаются переложить свои собственные ошибки на Россию, на «Газпром», это не имеет под собой никаких оснований».

В этой части встречи с журналистами выплыла, кстати, одна деталь, которая показывает, что Владимир Владимирович может быть не просто осторожным оптимистом, а просто-таки политико-экономическим романтиком. Оказывается, пару месяцев назад он обсуждал с канцлером ФРГ Шольцем вопрос запуска «Северного потока – 2»! Мол, «Газпром» создал эти мощности, им нужно с этим что-то делать, «они не могут бесконечно висеть в воздухе». А Шольц в ответ отмахнулся по сути, дескать, сейчас есть другие вопросы, поважнее. «А, ты так?!» - вероятно подумал Путин и сообщил, что у «Газпрома» тоже обнаружились вопросы поважнее, и половина объёма, предназначенного для «Северного потока», будет перенаправлена на  внутреннее потребление.  Теперь, опять стрельнул в журналистов цифрами президент РФ,  «если мы даже завтра запустим «Северный поток – 2», это будет не 55 миллиардов кубических метров в год, а ровно половина. А если иметь в виду, что осталось от этого года только второе полугодие, значит, одна четверть».

Ну, и какую роль в этой заварухе играет несчастная сименовская турбинка, которая легко умещается в самолёт? Но она не одна ведь, уже пошли сообщения, что у другой кусок обшивки отвалился, ещё пяток нуждаются, кажется, в ремонте… А зима катит в глаза.

Стенограмму на сайте kremlin.ru читал и по возможности мягко комментировал Юрий Алаев.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии