Александр Проханов
13.10.2025 Культура

Проханов напоследок

Фото
Роман Наумов / URA.RU / Global Look Press

В качестве эпиграфа к своему последнему нашумевшему роману «Лемнер» Александр Проханов предпослал собственное стихотворение с претензией на апокалиптическое сказание, про разъятую Русь. А мог бы предпослать романсовое «а напоследок я скажу», и было бы честнее, по-моему.

Ну в самом деле – ему 87 лет, он явно не Гёте, дописавший в свои 80 «Фауста», а человек, который с бессильным ужасом наблюдает крах всего, что воспевал, чему посвятил жизнь, даже не крах, а фантасмагорическую аберрацию, и явно растерянный и разозлённый этим вот именно по-стариковски.  А раз так – надо высказаться без оглядки и без удержу, разъять действительность, как он её видит, и раздать всем по серьгам.

Воспринимать это произведение, как художественную литературу бессмысленно, как, впрочем, и прежние романы Проханова, это именно политическое высказывание, отчаянно смелое по нынешним временам, и я, осилив-таки «Лемнера», подумал было об Александре Андреевиче – вот мощный старик!  А потом он вдруг взялся оправдываться и разъяснять – дважды за полторы недели в своей газете, потом в пространном интервью с известным государственником и юдофобом Максимом Шевченко – и подумалось другое: жалкий старик, слаб человек.

Слабостей полно и в самом тексте книги, начиная со старательно  возбуждаемых в памяти любовных сцен, продолжая многословными повторами и лубочными картинками русских и африканских красот и заканчивая портретом главного героя. Лемнер – он же неживой, несмотря на все красоты стиля писателя, он не картонный даже, а целлулоидный, и никакие внутренние монологи и видения героя не делают его человеком, – он функция замысла. Как и остальные персонажи, в которых можно угадать прототипов из реальности, описанные с изрядным сарказмом и презрением. За что нельзя не отдать должное Проханову – это за описания насмотренного в былые годы, тут всё метко, образно и живо, высококлассный журналист был!

Ладно, - что сделано, то сделано, что дальше? Евгений Пригожин, окарикатуренный в образе Лемнера, ещё ждёт – и дождётся, думаю – своего романиста: фигура минимум нетривиальная, а в чём-то трагическая в новейшей российской истории. Жужжание кучи навозных мух вокруг книги уже стихло, потому что сколько же можно повторять про двойников и пиявок, новые темы подкинула жизнь, а власти… Власти пока молчат. То ли вырабатывается позиция – официальный герой труда всё-таки Александр Андреевич Проханов и «соловьём Генштаба» не зря слыл, - то ли она уже определена и тут возможна развилка: проявить великодушие, не заметить или покарать и если покарать, то как.

Если подумать, Александр Проханов в своём роде повторил мятеж Евгения Пригожина и вполне может повторить его судьбу. Основатель ЧВО «Вагнер» погиб в авиакатастрофе ровно два месяца спустя после начала своего похода на Москву.  Книга «Лемнер» вышла в свет в августе, можно вести отсчёт двух месяцев отсюда. А можно – трёх месяцев или полугодия, разве в календарях дело?  Стар человек и слаб, - вот занеможит, попьёт чайку на фиалковом настое, и закольцуется сюжет.  Не дай бог, конечно, такого сценария.  

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии