В приторный торт выборов Путина президентом России добавили клубнички: в субботу съезд КПРФ выдвинул своим кандидатом на пост главы государства 57-летнего руководителя подмосковного «Совхоза им. Ленина» Павла Грудинина. Первое впечатление, что это очередная пешка в расписанной ход за ходом партии власти, но кое-какие нюансы вызывают ощущение, что тут возможен проход в ферзи, - вопреки нотации.
Почему пешка
Пока со всей определенностью можно сказать одно: появление Грудинина на политавансцене должно повысить явку в день голосования 18 марта, и это, конечно, в плюс кампании (и компании) Путина. Потому что Владимир Владимирович изъявил твердое желание, чтобы его выборы а) прошли без скандалов; б) были прозрачными; в) продемонстрировали, что наш электорат социально и политически активен и выбирает осознанно. Само это пожелание, не раз ретранслированное публично и кулуарно высокопоставленными госмужами и чиновниками, показывает, что В.Путин рассматривает президентскую кампанию 2018 года как историческую и последнюю для себя. Он просто обязан победить в белых одеждах, получить такую степень легитимности, которая позволит ему как угодно скорректировать Основной Закон страны и остаться её лидером в том качестве и на той позиции, которую он выберет сам (например, главы Госсовета с правом безоговорочного вето на любые решения органов власти).
Следовательно, «конкурентов» в виде соглашателя Зюганова, нафталинного Явлинского или хайпующей Собчак (не говоря уж о политклоунах вроде Полонского) мало – нужна фигура основательного, твердо стоящего на земле человека с хорошим бэкграундом и определенной долей известности «в массах». Грудинин – почти идеален в этом смысле.
Во-первых, он рукаст (его ЗАО под видом совхоза процветает много лет, публикаций по этому поводу масса), он речист и готов рубить правду-матку, но одновременно вполне договороспособен, на что определенно указывают его кампании по выборам в Мособлдуму как от «Единой России», так и от КПРФ, а также наблюдатели «Минченко-консалтинг», утверждающие, что последнюю неделю Павел Николаевич с Геннадием Андреевичем не вылезали со Старой площади. Кроме того, Грудинин имеет определенный опыт политтусовки (4 года был зампредом Комитета по экономической и инновационной политике в Мособлдуме, является членом экспертного совета при правительстве РФ и заместителем председателя Комитета по развитию агропромышленного комплекса Торгово-промышленной палаты РФ) и опыт набивания шишек самому себе (в 2011 году был в очередной раз выдвинут в Мособлдуму, но за пару месяцев до выборов умудрился неосторожно высказаться в интервью «Русскому репортеру» по национальному вопросу и был снят с гонки через суд, усмотревший в высказываниях признаки экстремизма).
Кстати, вот об этих высказываниях… Конечно, Грудинин заявил, что его неправильно поняли, и даже добился отмены вердикта райсуда в Верховном суде РФ (через несколько лет), но осадочек, как говорится, остался, и он, при умелом взбалтывании, способен привлечь к Грудинину голоса русских ксенофобов. Даже при том, что русский Грудинин - украинец по матери и еврей по деду с материнской линии. (Смайлик.) В этом контексте показательно, что Павел Николаевич одержал победу в двух турах голосования по выдвижению единого кандидата от левых сил на выборах 2018 года, организованных на сайте «Левого фронта» Сергея Удальцова в ноябре текущего года.
В чём шанс
Итак, Грудинин, скорее всего, поспособствует оживлению предвыборной кампании и увеличению числа тех, кто придёт к урнам для голосования 18 марта 2018 года. Но чьи голоса он соберёт и сколько?
Наверное – при активной работе предвыборного штаба – в первую очередь Грудинин может рассчитывать на то, что более активно пойдут голосовать сторонники коммунистов. Правда, тут есть засада: предвыборный штаб новоявленного кандидата возглавит, как объявлено на съезде КПРФ, Геннадий Зюганов, и ещё вопрос, насколько он заинтересован в том, чтобы Грудинин показал лучший результат, чем сам Геннадий Андреевич на предыдущих президентских выборах (он неизменно занимал второе место, но с ухудшающимися с каждым циклом результатами: 40,31% голосов во втором туре в 1996-м году, когда Зюганов представлял «блок народно-патриотических сил», 29,21% в 2000-м, по 17 с хвостиком процентов в 2008-и и 2012-м годах). Однако если Грудинин будет восприниматься не как беспартийный ставленник коммунистов, а как выразитель чаяний всего левого политического спектра, поддержку ему могут оказать штабисты других «фронтов», да и без них есть большая вероятность, что Грудинин получит голоса не только тех, кто традиционно поддерживает КПРФ, но и – например - части так называемых людей дела, очевидно разочарованных креативной и организационной немочью «Партии Роста» Б.Титова и самим её «лидером», голоса сторонников справороссов, да и какой-то части ядерного электората пожухшего «Яблока». Плюс те, кого у нас в стране принято называть маргиналами – вот эти ребята из «удальцовских», с «русских маршей» и, представьте себе, приличное количество тех, кто поддерживает Навального, но считает контрпродуктивным его призыв к бойкоту выборов в случае, если к ним не будет допущен он сам, великий и ужасный.
То есть, хочу я сказать, тут может возникнуть такая волна, которая опрокинет шахматную доску предвыборной кампании и вынесет сегодняшнюю нашу «пешку» на высоту опасного сближения с «лидером нации», причём непонятно для кого более опасного – для Грудинина, Путина или в первую очередь для страны.
Да, конечно, в АП считают и такого рода варианты и конечно постараются, чтобы Грудинин не получил более 25-29 процентов голосов по итогам подсчёта, да, конечно, и сам кандидат понимает, что умеренность и аккуратность могут открыть для него поствыборные перспективы на кресло губернатора Московской области, а излишнее рвение может погубить и личную карьеру, и столь лелеемое им клубничное хозяйство (100 лет, кстати, исполняется «Совхозу им. Ленина» в 2018 году), всё так, но иногда обстоятельства складываются так, что процесс идёт уже помимо воли его организаторов, а вторая Болотная после 18 марта Путину точно не нужна.
И это только кажется, что мы моргнуть не успеем, как март пролетит, - время растягивается, и посленовогодние два-два с половиной месяца могут вместить много разных событий.
А какую повестку готова создать для Грудинина на первом этапе власть, станет понятно совсем скоро, - по тому, позовут ли его, как Собчак, к Соловьёву, Малахову и Урганту или только к Познеру.
Юрий Алаев.