Такое ощущение, что Владимир Путин испытывает фрустрацию из-за Владимира Зеленского: он не может себе представить, как это ему, спорящему со всем миром и стоящему на своём, возможно общаться на равных с каким-то клоуном, по прихоти ветреного украинского народа избранным главой соседнего государства. Отсюда – реакции, сводящиеся к тому, чтобы поставить выскочку на место, заставить почувствовать, что разговор возможен только с позиции российской силы. Вопрос, в чём сила.
Noblesse oblige
Положение обязывает, да. Проблема в том, что оно обязывает всех. Когда председатель правительства РФ Дм.Медведев за неделю до второго тура выборов президента Украины объявил, что Россия намерена в июне прекратить поставки в незалежную нефти и одновременно ввёл эмбарго на импорт украинских фуфаек, лифчиков и кастрюль – это был, конечно, сигнал, силовой и не без доли плохо скрытой издёвки: мол, вам без нашей нефти вообще кирдык будет, так что вы там подумайте, как голосовать, а мы уж как-нибудь без ваших ватников проживём (зачем же мы это импортировали?). Закавыка в том, что непонятно, кому был адресован сигнал, - Порошенко с его сторонниками или противостоящему лагерю?
Куда более определенными оказались три следующих сигнала, - отказ поздравить Зеленского с избранием, а вместо этого - указ президента РФ об упрощённом порядке предоставления российских паспортов жителям непризнанных ЛНР и ДНР, а затем и высказанная Путиным на пресс-конференции в Пекине готовность рассмотреть вопрос о таком же ускоренном предоставлении российского гражданства вообще всем гражданам Украины. Можно сколько угодно делать круглые глаза и рассказывать, что упомянутый указ готовился «задолго до», что предоставление своего гражданства гражданам других государств – мировая практика (что правда, нуждающаяся в некоторых уточнениях), но всем понятно, что решающее значение для определения смысла действия является выбранное место и время. А место и время говорят Зеленскому об одном: смотри, щенок, мы тут столько всего можем сделать с тобой, свету божьему не рад будешь! Так что давай, виляй хвостиком на наших условиях, иначе никакого разговора не выйдет, в вот своих граждан мы готовы защищать всеми средствами, помни о 080808.
Печаль в том, что высказанное Зеленскому публично есть высказанное миру, в том числе и украинскому народу, а положение, как было сказано, обязывает все стороны. Зеленский не мог не ответить, и он ответил, причём так, что начали смещаться оси координат, по которым строились отношения России и Украины.
Путин помогает Порошенко? Немыслимое дело!
Об осях – чуть позже, а пока несколько слов о положении, в котором оказался избранный президент Украины. По меркам российской конституции и политических реалий, да и ментальности ну очень многонационального российского народа, без малого 75 процентов голосов «за» - это абсолютный успех и карт-бланш, победитель получает всё и волен делать всё, что ему заблагорассудится. По нормам Конституции Украины и ментальности тамошних западенцев с одной стороны и «русского» юго-востока страны – это успех, который ещё нужно закрепить: полномочия президента УР в значительной мере ограничены Радой (президентско-парламентская республика), и «партия войны», лидером которой по недоразумению сделался Порошенко, намерена взять реванш как раз на осенних выборах в Раду, усилить там свои позиции и связать Зеленского по рукам и ногам аки Трампа. Чтобы ни ногой в сторону России и каких-то компромиссов.
Разумеется, оппоненты Зеленского учитывают, что он после инаугурации получит право распустить Раду и назначить новые выборы, к которым успеет окрепнуть спешно формируемая партия Зеленского «Слуга народа» (как всё же работают медийные ресурсы!), но это в том случае, если до уже назначенной на 27 октября даты выборов будет не меньше полугода. Если меньше – нет у президента полномочий распускать парламент. Ну, и что происходит? ЦИК УР выигрывает дни, оттягивая дату объявления официальных результатов выборов, предпринята попытка снять с должности председателя Конституционного суда Украины, который должен принимать инаугурационную присягу избранного президента (пока выберут нового – вся вода утечёт), а Рада в пожарном порядке принимает радикальный закон об украинском языке, поднимающий градус внутреннего напряжения в обществе.
То есть борьба продолжается, и нельзя сказать, что её исход предрешён в пользу Зеленского. Что ему делать в этой ситуации? То, примерно, что он и делает: высказываться непосредственно и через «штаб» в том духе, что Донбасс и Крым когда-никогда будут нашими, что Украина останется незалежной, жаловаться на козни её врагов, рядящиеся в шкуры друзей и спасителей – да, недружественная по отношению к России риторика, но положение обязывает и надо понимать, что риторика имеет свойство меняться со сменой положения.
Но тут в мозговых танках российского руководства вдруг созревает идея о том, что надо «себя поставить», что разговор возможен только после устрашения и… И получается, что экономические санкции, «паспортный» указ и объявленные планы предложить украинцам по-быстрому обзавестись российскими паспортами объективно работают на украинскую «партию войны» (посмотрите, разве можно с ними разговаривать?!) и против Зеленского.
Но не только против Зеленского. Осложнить ему жизнь сейчас, значит – вернуть Украину в состояние хаотизации. Тогда о продвижении минских соглашений можно будет забыть на неопределенное время, как и разрешении ситуации с ЛНР и ДНР. Нам это надо? – спросили бы в Одессе.
Переадресация
Ну, так и вот Зеленский ответил на паспортные инициативы Московского кремля – в формате и стилистике, которая позволяет говорить о смещении (или, по меньшей мере, попытке смещения) осей координат.
Ответ избранного президента Украины пришел через Facebook и Т-канал «Команда Зелиньского», на украинском и русском языках. Мало того, что это новомодный формат общения гослидеров с аудиторией, более чем успешно опробованный Дональдом Трампом, это ещё и ответ, главным адресатом которого является не президент России, а недовольные Путиным в России, которых становится всё больше.
Это им, а не Владимиру Владимировичу, предназначены в первую очередь слова о том, что отличие Украины от России в том, в частности, «что мы, украинцы, имеем в своей стране свободу слова, и свободные СМИ, и интернет», что на самом деле российский паспорт предоставляет право быть арестованным за мирный протест, не иметь свободных и конкурентных выборов и вообще забыть о наличии естественных прав и свобод человека. Это им, а не Путину, адресовано утверждение (оно же предложение), что готовность к деэскалации напряженности между РФ и УР может быть продемонстрирована сторонами, если они договорятся «о взаимном обмене нашими гражданами в формате «всех на всех». И это на недовольных в России нацелено заявление, что «не стоит рассчитывать, что многие украинцы захотят стать «новой нефтью», в которую власти России пытаются превратить собственный народ», а «Украина не откажется от своей миссии служить примером демократии для постсоветских стран. И частью этой миссии станет предоставление защиты, убежища и украинского гражданства всем, кто готов бороться за свободу. Мы будем предоставлять убежище и помощь всем - всем, кто готов сражаться бок о бок с нами за нашу и вашу свободу».
Болтовня, демагогия? Ну, не без последнего, конечно, даже приемчик из жанра «поединок капитанов КВН» проскользнул (прямиком чиновники в рай не попадут, сначала будет суд) но – подчеркну ещё раз – надо понимать, к какой аудитории обращается избранный президент соседнего государства. К той молодой, рассерженной и отчасти наивной: «пока свободою горим, пока сердца для чести живы…»
Полетят ли «говорящие головы»?
Недооценивать это целеполагание было бы крайне опрометчиво для команды Путина, - судя по всему, разворачивается принципиально новая информационная война, а российские «генералы» от политики и пропаганды всё ещё готовятся к старой. И если то, что предпринял штаб Зеленского – это начало тренда, то он способен нанести сегодняшним российским властям ущерб куда больший, чем медийные разоблачения и уличные акции Навального. То, как именно отреагируют на новую пропагандистскую реальность на Старой и Смоленской площадях покажет, насколько существующий режим в состоянии адаптироваться, то есть насколько он жизнеспособен.
Пока же в СМИ замелькало привычное.
Сенатор Алексей Пушков, ЕР, председатель временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации: «Зеленский не с того начал. Идеологическое президентство, построенное на демагогии о «свободах» и атаках на Россию, обречено. Ему бы задуматься, почему 1.2 млн украинцев уже удрали в Польшу из «свободной» Украины, 3 млн работает в России, а в Донбассе очередь за нашими паспортами».
Зампред Госдумы Ирина Яровая (ЕР, естественно): «Соблазн руководить страной из Facebook победил. С почином - на Украине появился еще один "мессия", который будет писать заклинания в Facebook". Теперь гражданам Украины нужно будет переместится в виртуальный мир, "где будет разливаться зелье счастья в исполнении новоиспеченного гаранта". Есть один нюанс: старикам, женщинам и детям Донбасса не до Facebook. Им нужны реальные гарантии на жизнь, безопасность и будущее".
И припечатал сенатор Олег Морозов (ЕР): «Будущий президент Украины Владимир Зеленский вечером 27 апреля опубликовал заявление, обращенное к президенту России Владимиру Путину. Это его первое обращение к Путину после победы на выборах, оно было опубликовано в официальном Telegram-канале команды Зеленского на украинском и русском языках.
Прочёл. Это конец! Можно на отношениях с этим персонажем поставить крест. Он идёт в бой, даже не понимая, что в руках у него не автомат, а швабра. Но при этом он об этом не знает и грозит! Обещает победу, которой нет.
Мог бы просто сделать паузу. Промолчать. Или сказать что-то неопределенное: мол, поживём - увидим. А он сжигает мосты. Зачем?
Всадник без головы!»
Так вот, о головах. По-хорошему, на Старой площади сейчас надо бы провести пару-другую мозговых штурмов и пересмотреть состав «говорящих голов» на РосТВ, а также задуматься об адекватности «говорящих голов» собственно главы государства и МИД РФ.
Ну – и снести к чертям собачьим Т-канал Зеленского. С FB такое не выйдет. Впрочем, и с «Телеграм», как показывает опыт Роскомнадзора, тоже вряд ли. Значит, придётся звать Маслякова, ребят из Comedy Club и осваивать новый язык. Шутка.
Предварительное послесловие
Президент России Владимир Путин ответил избранному президенту Украины Владимиру Зеленскому, заявившему о готовности выдавать украинские паспорта всем россиянам. Господин Путин считает, что они с новым президентом Украины сумеют договориться, - пишет «Коммерсант»
Комментируя инициативу господина Зеленского, президент РФ назвал ее «очень хорошей». «Это говорит о том, что мы договоримся, наверное, потому что у нас есть много общего»,— сказал Владимир Путин журналистам после вручения медалей Героя Труда в Кремле (цитата по ТАСС).
Он пояснил, что имеет в виду общность народов России и Украины, которые, по его мнению, «по сути, один народ». Глава государства уверен, что у двух стран может быть и «общее гражданство»: «Если они будут выдавать гражданство россиянам, а мы в России будем давать гражданство украинцам, то постепенно мы придем к общему искомому результату». Как отметил господин Путин, «если у нас будет общее гражданство, от этого только выиграют и русские, и украинцы, мы будем сильнее и успешнее».
Он также посоветовал Владимиру Зеленскому вернуть гражданство бывшему главе Одесской области Михаилу Саакашвили. «Что касается свободы и так далее, то это тоже важный момент. Но в этом смысле, наверное, лучше начать даже не с России, не с россиян, а, допустим, с Грузии или с бывших грузин. Например, было бы справедливым вернуть украинский паспорт человеку, который в прошлом был грузином, а сегодня считает себя украинцем, имею в виду Саакашвили Михаила Николаевича»,— уточнил господин Путин, которого цитирует пресс-служба Кремля.
Что тут скажешь? Путин ответил подчеркнуто миролюбиво, хотя и не удержался от подколки по поводу Саакашвили. Это тоже сигнал – и тоже не столько Зеленскому (хотя и ему, конечно), сколько собственным шашкомахателям. Думать надо, чувствовать дуновения. Из этого не следует, конечно, что Владимир Владимирович увидел в Зеленском равного и избавился от фрустраций, из этого следует только, что Путин по-прежнему остро чувствует опасности и не утратил способности быть гибким. Ну, как там у них, дзюдистов, заведено? – Уступи якобы – и через бедро.
Юрий Алаев.