Компания PwC представила результаты ежегодного "Рейтинга эффективности региональной налоговой политики" по итогам 2018 года. Цель исследования заключается в построении рейтинга по всем регионам России по уровню использования предоставленных регионам полномочий в части налоговой политики. Татарстан по этому показателю оказался в середняках, заняв 17-е место.
Результаты рейтинга четвертый год подряд подтверждают тезис, что недотационные регионы и регионы с незначительным уровнем дотаций (менее 2% от налоговых и неналоговых доходов региона) используют больше полномочий в сфере налоговой политики, чем дотационные.
Среднее количество баллов в итоговом рейтинге: 159 - недотационные регионы, 128 - дотационные регионы.
Регионы, получающие серьезные дотации из федерального бюджета, по всей видимости, не имеют достаточных стимулов для работы с собственной налоговой базой, собственными налогоплательщиками. Таким регионам не удается найти правильный баланс между желанием пополнить бюджет, необходимостью поддерживать экономический рост и обеспечивать социальную стабильность и конкуренцию.
Пять лидирующих в рейтинге регионов (Москва, Новосибирская область, Санкт-Петербург, Республика Коми, ХМАО) набрали высокие баллы по большинству оцениваемых параметров, в том числе:
- перешли к расчету налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов • установили стоимость патента соразмерной размеру средней заработной платы мигрантов в регионе;
- установили высокую ставку по транспортному налогу для мощных легковых автомобилей 3 из 5 регионов (Москва, Санкт-Петербург и ХМАО) получили практически максимальные баллы по показателю «Предоставление налоговых льгот», так как они предоставляют льготы за счет собственных средств – т.е. практически не имеют дотаций (менее 2% от налоговых и неналоговых доходов региона) и имеют низкий уровень госдолга (менее 10% от налоговых и неналоговых доходов региона). 3 из 5 регионов (Новосибирская область, Республика Коми, ХМАО) не установили льгот по налогу на имущество организаций для движимого имущества, в результате чего такое имущество облагалось по ставке 1,1%, предусмотренной Налоговым кодексом.
Пять набравших наименьшее количество баллов регионов (Иркутская область, Тверская область, Смоленская область, Чукотский АО, Красноярский край) не воспользовались большинством полномочий: не перешли к расчету налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов (кроме Тверской области), установили низкую ставку для мощных автомобилей, не принимают мер для сокращения количества налогоплательщиков, применяющих ЕНВД.
Что касается Татарстана, то, как видно из таблицы, здесь вдвое хуже, чем в пятерке самых эффективных налоговых регионов, показатель перехода к расчёту налога от кадастровой стоимости объекта (хотя в части налога на имущество физлиц РТ на высоте), прироста поступлений по МСП, зато республика выглядит совсем неплохо в части предоставления налоговых льгот и по доле задолженности в налоговых доходах.
Впрочем, смотрите и делайте выводы сами.
Рейтинг эффективности региональной налоговой политики (Итоговый рейтинг был построен исходя из суммы баллов по семи выбранным параметрам налогообложения, которые устанавливали регионы на 2018 год.)
Для исследования были выбраны следующие параметры:
- по налогу на имущество организаций: переход к расчету налога от кадастровой стоимости по объектам торговой и офисной недвижимости, а также установление ставки для налогообложения движимого имущества;
- переход к расчету налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов;
- установление стоимости патента для мигрантов с учетом региональных особенностей рынка труда;
- по транспортному налогу: установление повышенной налоговой ставки на легковые автомобили с мощностью более 250 л.с., а также введение дифференциации по возрасту и мощности автомобилей;
- предоставление регионом налоговых льгот;
- по развитию малого и среднего предпринимательства: дифференциация потенциального годового дохода индивидуального предпринимателя на ПСН, сокращение доли налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, а также прирост поступлений по специальным налоговым режимам;
- по работе с налоговой задолженностью: прирост налоговой задолженности за год, а также отношение налоговой задолженности к налоговым доходам региона.
Более подробная нформация здесь: https://www.pwc.ru/ru/materials/reyting-effektivnosti-regionalnoy-nalogovoy-politiki-po-itogam-2018-goda.pdf