Изгнание фарисеев из храма
31.07.2018 Экономика

Как религия влияет на экономику

Фото
f.otzyv.ru

Социологи заметили, что богатые страны зачастую менее религиозны, чем те, где доходы ниже (хотя корреляция проявляется не всегда). Но что это значит? Можно ли сказать, что религия сдерживает экономику? Или, напротив, компенсирует недостаток экономической стабильности? Ответы – в обзоре редактора портала republic.ru Михаила Тищенко.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм в начале XX века предположил, что развитие экономики – причина, а ослабление религии – следствие. Религия, рассуждал он, играет важную роль во многих сферах, от образования до социальной помощи. Но по мере экономического развития – и светских институтов, которые могут выполнять те же функции, – ее влияние ослабевает.

Его коллега Макс Вебер заявил, что зависимость иная. По его логике, сначала общество становится более светским, снижается влияние религиозных догм – и это стимулирует развитие экономики. Реформация – как раз такой пример.

Работает ли модель Вебера в других случаях? Можно ли сказать, что страна, ставшая более светской, сделала шаг на пути к процветанию? Это предмет споров. Некоторые исследования предполагают, что модель актуальна. Другие доказывают, что все происходит наоборот. Социологи из Великобритании и США, опубликовавшие свежее исследование в журнале Science Advances, заявляют, что нашли метод, который позволяет исключить одну из альтернатив.

Что узнали раньше?

Как ⁠можно связать религию и экономику? Распространенный метод ⁠– взять данные опросов, посвященных религиозности, и сопоставить их с экономическими показателями. Это ⁠сделал, в частности, Gallup в конце ⁠2000-х годов – сравнил относительную роль религии более чем в сотне стран (респондентам задавали вопрос, «является ли она важной частью их повседневной жизни») с ВВП на душу населения.

Исследование подтвердило корреляцию: чем богаче была страна, тем менее религиозны ее жители. В странах с низкими доходами (ВВП на душу населения до $2 тысяч) примерная доля религиозного населения – около 95%. В более преуспевающей группе (от $12 тысяч до $25 тысяч) гораздо ниже – около 70%. Среди самых богатых стран (более $25 тысяч) – она составляет менее половины.

В десятку самых религиозных, по версии Gallup, вошли страны с ВВП на душу населения менее $5 тысяч (Нигер, Бурунди). Для сравнения – в Великобритании (около $40 тысяч на душу населения) важность религии признали лишь 27% респондентов. В Японии (около $39 тысяч) – 24%.

Но зависимость проявлялась далеко не всегда. В США, одной из крупнейших экономик (около $60 тысяч на человека), уровень религиозности оказался достаточно высоким – 65%. Еще выше – в богатых странах Персидского залива. В России (ВВП на душу населения – около $11 тысяч) – напротив, достаточно низким, около 35%. Авторы признали, что могли сыграть роль и другие причины, в случае России – подавление религии в советский период. Все это показало, что корреляцию не следует переоценивать.

Что выяснили сейчас?

Авторы нового исследования пошли другим путем. Они попытались выяснить, что все-таки происходит раньше – секуляризация или рост экономики. Доказать их зависимость сложно, проследить их последовательность – вполне возможно.

Для этого взяли результаты Всемирного и Европейского обзора ценностей – масштабных опросов, проводившихся в течение нескольких десятков лет более чем в сотне стран. Для оценки экономического роста – ВВП на душу населения. Авторы признали, что это упрощенный показатель, по сравнению, например, с индексом человеческого развития, но для периода исследования – XX века – более сложные данные есть не для всех стран.

Всемирный обзор ценностей – в том числе, по вопросам религии (участников спрашивали, например, об отношении к богу и посещении церкви), – проводился лишь с начала 1990-х годов. Для более масштабной модели – процесса секуляризации на протяжении сотни лет, – не хватало информации. Но авторы, предполагая, что религиозные убеждения закладываются на раннем этапе жизни, сделали поправку на возраст респондентов, чтобы получить дополнительные данные. «Чтобы узнать, насколько религиозной была страна в 1950 году, – рассуждают они, – можно посмотреть, насколько религиозны люди, пережившие взросление в то время».

Что получилось в итоге? 

Модель, в которой использовали данные за сотню лет, подтвердила наличие корреляции. Развитие светского общества в ней предшествует экономическому росту, а не наоборот. Авторы даже рассчитали, что повышение «индикатора секуляризации» соотносится с пропорциональным ростом ВВП на душу населения – например, на $1 тысячу через десять лет, $2,8 тысячи – через 20 лет, $5 тысяч – через 30 лет.

Значит ли это, что Вебер был прав? Отчасти. Модель, рассуждают авторы, не доказывает, что светское общество способствует процветанию, но позволяет исключить обратное (что экономический рост приводит к упадку религии). В целом, хотя эффект религии нельзя исключать, другие факторы, по их расчетам, могут оказать на экономику гораздо большее влияние. Один из них – развитие толерантности и прав человека (в том числе – снижение гендерного неравенства), которое устраняет барьеры для экономической активности.

Что еще почитать

Религия в России не мешает процветанию. Препятствие – плохие институты и негативное отношение к иностранному опыту.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии