Президент США Дональд Трамп подписал бюджет Министерства обороны США, в который сенаторы включили санкции в отношении «Северного потока-2» и «Турецкого потока». Санкции по-настоящему жёсткие, вступившие в силу сразу после подписания бюджета, и ключевая компания, занимающаяся укладкой труб по дну Балтийского моря, швейцарская Allseas, уже заявила о приостановке работ. Значит ли это, что конгрессу США удалось остановить СП-2?
Политика – политикой, а торговля – торговлей
Дьявол, как всегда, кроется в деталях и тут уместно вспомнить, что администрация США не впервой вводит жёсткие санкции против компаний и финансовых учреждений, участвующих в строительстве российских газопроводов: в конце 1981 года тогдашний президент США Рональд Рейган провозгласил санкции, чтобы предотвратить завершение сухопутного газопровода из Сибири в Западную Европу (Уренгой – Помары – Ужгород).
Изначально они касались лишь американских компаний, и «Катерпиллер» (Caterpillar) «Дженерал Электрик» (General Electric) пришлось прекратить продажу американского оборудования и технологий. Затем, не сумев заручиться поддержкой союзников по НАТО, Рейган распространил санкции на «дочки» американских компаний в Европе, применив их задним числом — в попытке остановить строительство трубопровода на полдороге, но трубопровод продолжал строиться при помощи европейского капитала и технологии, а они первоначальных санкций избежали, пишет в WP Брэндон Кирк Уильямс из Калифорнийского университета в Беркли.
Он напоминает, что в разгар глубокой рецессии трубопровод оказался для Западной Европы палочкой-выручалочкой. Предприятиям Западной Германии, Великобритании и Франции, пострадавшим от спада, проект сулил рабочие места и промышленные заказы. Советский природный газ также разнообразил энергетические потоки Европы и помог снизить зависимость от ОПЕК на фоне роста цен и нефтяных шоков.
Сегодня экономика ЕС чувствует себя немногим лучше, а выгоды от СП-2, в первую очередь для Германии, никак не меньшие: почти четверть своих энергетических потребностей она удовлетворяет за счет природного газа — причем импортируется почти 90%. По прогнозам, «Северный поток-2» восполнит дефицит из-за закрытия месторождений природного газа в Нидерландах, питавших Германию исторически. Поскольку Германия постепенно отказывается от угольных и атомных электростанций ради поставленных целей в области устойчивого развития и безопасности, ее жажда природного газа лишь усилится.
Рейгану, как известно, пришлось отступить менее, чем через год, - после серии переговоров с европейскими союзниками. Не исключено, что то же сделает после своего переизбрания на новый срок президент Трамп. Но Россия потеряет время и, соответственно, рычаги давления на Украину, - транзит газа через её территорию как минимум не уменьшится, а формат санкций, избранный нынешним конгрессом, ставит под вопрос не только СП-2, но и вторую нитку «Турецкого потока». Каковым риски в технико-технологической плоскости?
Дело техники
Для начала, несколько слов о юридической технике. При всей своей точечности и суровости, санкции, «зашитые» в бюджет об обороне, дают компаниям, рискующим попасть под них, месяц для сворачивания работ, а это немало, учитывая, что прокладка по дну моря идёт с поразительной скоростью: строятся одновременно две нитки с проходкой по 3 км в сутки (протяженность участка в территориальных водах Дании – 147 км, а всего надо пройти 300 км). Во-вторых, санкции касаются прокладки труб на глубине 30 метров и более, а значительная часть оставшегося непройденным маршрута приходится на небольшие глубины, меньше даже чем в 10-20 метров, и тут достаточно разрешения немецкого Федерального агентства по морским делам и гидрографии. В-третьих, в законе есть оговорка, что компании, строящие газопровод, могут не прекращать работы в тех случаях, когда остановка может нанести экологический урон или угрозу жизням людей.
Ну, и нельзя полностью сбрасывать со счетов, что закон предоставляет президенту США полномочия не применять санкции, если он сочтет это важным для национальных интересов США и обоснует конгрессу свою позицию. Конечно, маловероятно, что Трамп воспользуется этой возможностью в преддверии выборной кампании и в контексте импичмента, но юридически дверь не закрыта.
Теперь непосредственно о технике.
Буквально позавчера работы на СП-2 ещё вели суда Allseas: Pioneering Spirit — крупнейшее в мире судно для монтажа и перевозки морских платформ, а также укладки подводных трубопроводов, построенное в 2011-2014 годах в Южной Корее, нелишне уточнить, и трубоукладочное судно Audacia. Что они делают сегодня, простаивают или ведут подготовку к эвакуации с маршрута прокладки - неизвестно. В любом случае, Газпрому (и в целом консорциуму, занятому СП-2) надо иметь альтернативу.
До недавних пор в качестве такой рассматривалась, согласно порталу Neftegaz.ru, трубоукладочная баржа Fortuna, которая в июле по распоряжению Дмитрия Медведева вошла в список судов, допущенных к участию в строительстве морской части газопровода. Однако выяснилось, что эта баржа не имеет права работать в территориальных водах Дании поскольку не оснащена системой динамического позиционирования. Ну, и она втрое менее производительна, чем, например Audacia.
Система динамического позиционирования есть у трубоукладочного судна «Академик Черский», которое «Газпром» купил в 2015 году, сообщает Polski Radio, однако с тех пор его постоянно модернизируют и переделывают. Недавно это судно провело пробные работы на Дальнем Востоке неподалеку от Сахалина и даже если его возможности удовлетворили, наконец, покупателя, то понадобится не менее двух месяцев, чтобы перебазировать судно на Балтику.
Собственно, это всё, чем располагает великая Россия в области морского трубопроводного транспорта. Остаётся полумифическая возможность купить нужные суда у каких-то компаний, не опасающихся американских санкций, но есть ли они – большой вопрос.
Так что уповать надо только на то, что Allseas сполна использует лазейки, содержащиеся в санкционном законе США, а уж остаток мы как-нибудь достроим силами названного «академика». В любом случае, заявил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак, отставания от графика растут, и трубопровод будет введен в эксплуатацию только в середине будущего года.
Юрий Алаев.
На снимках: Pioneering Spirit и Audacia на прокладке СП-2.