В Китае впервые за полгода зафиксированы три смерти от ковид. Всем скончавшимся было от 87 лет до 91 года, они имели серьёзные сопутствующие заболевания, но это не остановило власти КНР от введения драконовских карантинных мер: в Пекине, где проживали умершие, школы в некоторых районах перевели на занятия в онлайн-формат, была заблокирована часть многоквартирных домов, жителям запрещено покидать их, ресторанам делового района Пекина Чаоян разрешено только работать навынос или осуществлять доставку. Закрылись многие спортзалы, часть супермаркетов и как минимум один крупный торговый центр. Что это – продолжение политики нулевой терпимости к ковид, или председателю Си понадобилось для чего-то закрутить гайки? Ситуацию описывает корреспондент «Октагона» Варвара Колобова.
Последняя волна заражений COVID-19 в материковом Китае затронула все провинции страны, где различия в степени ограничений на местную деловую и социальную активность незначительны. Наиболее пострадавшей в этом месяце стала юго-восточная провинция Гуандун, особенно её столица Гуанчжоу. 20 ноября в провинции было зарегистрировано около 1 тыс. случаев заражения коронавирусом с симптомами и более 8 тыс. случаев бессимптомного течения заболевания. Национальная комиссия здравоохранения заявила, что за предыдущие 24 часа (к 21 ноября) было зарегистрировано 26 824 случая заражения COVID-19 по всей стране, что приближается к апрельскому пику.
В воскресенье власти Гуанчжоу заявили, что школы в семи из 11 районов города будут продолжать занятия онлайн, а один район может постепенно возобновить очные занятия. 10 ноября школы в восьми округах перевели большинство учащихся на занятия в онлайн-формате. В результате чиновники объявили о проведении общего ПЦР-тестирования в центральном районе Хайчжу, где проживает около 1,8 миллиона человек, и закрытии на пять дней района Байюнь.
За неделю до этого жители Гуанчжоу из-за возобновления карантина прорвались через заграждения и вышли на улицы, где произошли многочисленные столкновения между ними и полицией, а также сотрудниками служб ковид-контроля.
Общественное возмущение политикой нулевого ковида в стране нарастает. Несколько дней назад социальная сеть Weibo бушевала из-за смерти четырёхмесячной девочки в карантинном отеле в городе Чжэнчжоу. У ребёнка, несмотря на диарею и рвоту, был отрицательный результат теста на COVID-19, поэтому врачи отказались его лечить – случай, по их мнению, не был экстренным. Несколькими неделями ранее трёхлетний мальчик умер от отравления угарным газом, поскольку что медики из Ланьчжоу не разрешили отвезти его в больницу.
«Пандемия продолжается уже три года, и люди всё ещё умирают из-за того, что им отказывают в лечении, – пишут пользователи Weibo.
На прошлой неделе несколько китайских городов, в том числе Шицзячжуан, начали снижать темпы планового тестирования на коронавирус, и это стало причиной предположений о том, что город может выступить испытательным полигоном для смягчения политики. Поздно вечером 20 ноября власти Шицзячжуана объявили, что проведут массовое тестирование в шести из восьми районов в течение следующих пяти дней после того, как число новых ежедневных случаев заражения достигло 641. Они также призвали жителей делать покупки в интернете и приказали школам приостановить очное обучение. «Они продержались неделю», – грустно констатирует автор одного из популярных комментариев на Weibo, который стал мемом.
Как говорят эксперты, после XX съезда КПК, на котором была подтверждена приверженность политике нулевой терпимости, борьба с вирусом в стране окончательно превратилась в доказательство личной лояльности партии. Претерпели изменения лишь методы: теперь вместо официального объявления локдауна, как это было весной в Шанхае, власти вводят его де-факто, хотя формально город остаётся открытым.
В то же время правительство Си, как отмечает Bloomberg, испытывает самый большой дефицит бюджета за последние годы.
Стоимость политики нулевой терпимости начала вызвать беспокойство властей. По мере замедления экономики качество бюджетных доходов ухудшилось. В сентябре, по последним доступным данным, на 40 процентов по сравнению с прошлым годом выросли неналоговые поступления. Местные чиновники изобретали разные способы увеличения доходов: от больших штрафов за торговлю некачественным сельдереем до продажи с аукциона 30-летних прав на питание для государственных школ. «Нулевой ковид» с ежедневным ПЦР-тестированием и внезапными блокировками районов больше не является финансово устойчивым.
Тем не менее большинство аналитиков считают, что сдвиги в политике Пекина могут произойти только в марте или апреле, поскольку, как утверждает правительство, стратегия председателя Си Цзиньпина по борьбе с COVID-19 спасает жизни и необходима для предотвращения перегрузки системы здравоохранения.
Многие указывают на то, что у населения по-прежнему существуют опасения в отношении коронавируса, и необходима смена нарратива, возможно, связанная с проведением массовой вакцинации.
По прогнозам аналитической группы Oxford Economics, отказ от политики «нулевого ковида» ожидается только во второй половине 2023 года, так как уровень вакцинации пожилых людей всё ещё сравнительно низок. По состоянию на 11 ноября в Китае были вакцинированы более 90 процентов от 1,4 миллиарда человек, но в отношении людей старше 80 лет этот показатель ниже – 65,7 процента.
Пока же в ответ на новые ограничения в Пекине азиатские рынки акций демонстрируют падение. Гонконгский индекс Hang Seng снизился почти на 2 процента, что инвесторы расценили как отказ от надежд на скорое смягчение строгих правил.
На снимке: антиковидная гвардия в провинция Гуандун, наиболее пострадавшей от волны заражений.