Рейхстаг

Германия может дорого заплатить за конфискацию активов России

Автор
Фото
Shutterstock

Берлин стал одним из самых яростных противников возглавляемых США попыток реквизировать часть из почти 300 млрд долларов активов российского Центрального банка. Германия опасается, что арест, а не замораживание этих средств может создать прецедент и послужить основанием для новых исков против нее за преступления времен Второй мировой войны, пишет The Wall Street Journal и рассказывает «историю вопроса».

Эти опасения ставят под угрозу судьбу инициативы. США и Великобритания говорят, что ее успех имеет решающее значение для победы Украины, но шансы на прогресс без широкой европейской поддержки невелики.

Две трети российских денег находятся в клиринговых центрах Европы, и только по прошествии двух лет с начала конфликта Германия поддержала использование полученных доходов для финансирования украинского вооружения. Париж, Рим и Европейский центральный банк также колеблются, опасаясь, что завладение резервами подорвет международное доверие к евро и активам в единой валюте.

В G7 мнения разделились. Причем Япония, которой предъявляют репарационные претензии Южная Корея и другие соседи, выступает против этого шага. 

Требования о выплате репараций за Вторую мировую войну преследуют Германию на протяжении десятилетий, временами ухудшая отношения с соседями. После Второй мировой войны Берлин выплатил союзным державам и Советскому Союзу компенсацию за агрессивную войну Германии. С 1952 года Германия также выплатила более 90 млрд долларов выжившим жертвам Холокоста и их семьям, по данным еврейских организаций.

В последнее время вновь раздаются призывы к выплате репараций. Польша, которую нацистская Германия оккупировала в течение всей войны, требует от Берлина компенсации в размере 1,3 трлн долларов с 2022 года, а Греция с 2019 года хочет получить более 300 млрд долларов.

Германия заявляет, что ее первоначальные послевоенные выплаты и договор 1990 года, который закрепил границы страны после ее воссоединения, решили проблему. Советский Союз и США подписали договор; Польша, Греция и Италия не участвовали. 

В 2004 году, когда Польша вступила в Евросоюз, Берлин согласился не поддерживать претензии к Варшаве со стороны миллионов изгнанных немцев. Польша, в свою очередь, отказалась от требований компенсации. Однако этот вопрос по-прежнему остается раздражителем.

В последние годы суды Италии, куда нацисты вторглись после падения фашистского режима Бенито Муссолини в 1943 году, присудили семьям жертв оккупации выплаты по реституции. Затем некоторые итальянские суды попытались конфисковать немецкие государственные активы, включая недвижимость в Италии, принадлежащую немецким школам, культурным, историческим и археологическим учреждениям. Германия обратилась с иском к Италии в Международный суд ООН, где в настоящее время ожидается вынесение решения по этому вопросу.

Берлин утверждает, что международное право запрещает частным лицам подавать иски против государств в иностранные суды, и что государственные активы имеют иммунитет от ареста. Нарушение этого принципа в случае с Россией подорвало бы давнюю правовую позицию Германии, заявили представители Берлина.

После Второй мировой войны польское государство получило незначительную компенсацию. Во время холодной войны советские правители вместо выплаты передали ей трофейное немецкое оборудование и корабли. Позже Германия выплатила 270 миллионов долларов отдельным заявителям в Польше, которая была сильно разрушена, и где погибли от пяти до шести миллионов человек, из которых примерно три миллиона были евреями.

Коммунистическое польское правительство отказалось от претензий по компенсациям к своему восточногерманскому союзнику по Варшавскому договору в 1953 году. Но этот вопрос вновь стал актуальным после падения Берлинской стены в 1989 году. Гельмут Коль, на тот момент канцлер Германии, пытался увязать отказ Варшавы от репарационных претензий с признанием послевоенных границ Польши, включавших в себя часть довоенной Германии. В конце концов Коль отступил под международным и внутренним давлением

Профессор современной истории Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга Андреас Рёддер говорит, что итальянские и польские претензии к Германии обоснованы, как и отказ Берлина выполнить их в полном объеме. Однако сменявшие друг друга немецкие правительства совершали ошибку, придерживаясь юридического подхода и отказываясь рассматривать возможность компромисса, добавил он, что привело к затягиванию проблемы.

«Германии было удобно считать, что проблема решена, и она сознательно избегала ее на протяжении десятилетий, поэтому не стоит удивляться, что Польша и Греция теперь говорят, что у них есть незаконченное дело», — сказал Рёддер.

Германия также утверждает, что российские активы должны быть оставлены в неприкосновенности, чтобы использовать их в качестве рычага на переговорах по прекращению конфликта и побудить Россию уступить часть занятой ею украинской территории.

Глава аналитического центра Pism Славомир Дебски говорит, что еще одним мотивом отказа Берлина от ареста активов может быть то, что он защищает немецкие компании, которые все еще работают в России, от ответных мер. Группа Leave Russia, выступающая за уход западных компаний с российского рынка, утверждает, что там по-прежнему остаются 272 немецкие компании.

В рамках G7, возможно, начинает вырисовываться сложный компромисс. США предложили, чтобы группа получила 10-летнюю прибыль — по сути, процентные выплаты по активам с истекшим сроком погашения — от замороженных фондов. Эти деньги станут обеспечением по облигациям, выпущенным специальной компанией, созданной G7 для привлечения средств на нужды Украины. Страны G7 будут гарантами. 

У европейцев есть собственный план по использованию процентов, полученных от замороженных российских активов, для оплаты оружия и восстановления Украины. Этот план, вероятно, будет принят в ближайшее время, хотя официальные лица ЕС говорят, что Европа может присоединиться к плану США в 2025 году. Обсуждения пока находятся на ранней стадии.

США утверждают, что, согласно международному праву, страны могут принимать контрмеры против государства, нарушающего свои международные обязательства. Хотя юристы и политики говорят, что конфликт России с Украиной, похоже, соответствует этому принципу, существуют разногласия по поводу того, имеет ли право какая-либо страна, кроме Украины, применять контрмеры.

Первоначально американские чиновники также опасались, что конфискация российских активов может обернуться против Вашингтона и его союзников, таких как Израиль. С тех пор США утверждают, что право на конфискацию активов имеют только непосредственно пострадавшие страны, например, основные спонсоры Украины, безопасность которых находится под угрозой и которые оплачивают часть обороны Киева.

Юрист американской юридической фирмы Covington Барт Шевчик, который ранее консультировал Европейскую комиссию и работал в Международном суде, сказал, что опасения Берлина по поводу создания прецедента в делах о возмещении ущерба необоснованны. 

«Логика контрмер, очевидно, применима только к текущим и продолжающимся нарушениям международного права, а не к тем, которые произошли 80 лет назад», — сказал он.

Канцлер Германии Олаф Шольц, юрист, который когда-то руководил собственной юридической фирмой, не желает рисковать, по словам немецких чиновников. Один из них сказал, что этот шаг может открыть другие европейские столицы для претензий по поводу рабства и колониализма. 

Перевод ТК Briefly.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии