Новость, которая прошла мимо внимания российских СМИ, а напрасно: 18 октября суд присяжных в Киеве оправдал двух экс-милиционеров, обвинявшихся по делу о расстреле митингующих 20 февраля 2014 года в центре Киева ("разгон Евромайдана"). Еще троих приговорили к лишению свободы - но заочно. Тут важен не столько сам приговор, сколько мотивация: суд признал, что протест не был мирным.
Процесс по этому делу длился почти 9 лет, с перерывами на смену украинских властей и пандемию ковида, и ожидалось, в контексте сегодняшней ситуации в Украине, что обвиняемые «получат по полной». Ан нет. Почему? Отчасти ответы содержит лонгрид DW, чьи корреспонденты пристально следили как за самим процессом, так и за процедурой вынесения приговора. Приведу некоторые детали из публикации.
Год назад в финальных дебатах прокуроры Департамента по делам Майдана Игорь Земсков и Алексей Донской требовали для обвиняемых пожизненного заключения. Того же просили и потерпевшие протестующие и родственники убитых. Тамтуре, Маринченко, еще двум бойцам спецроты Павлу Аброскину и Сергею Зинченко, а также заместителю командира столичного полка "Беркута" Олегу Янишевскому инкриминировали организацию террористического акта с целью препятствования мирным собраниям, превышение служебных полномочий, массовые убийства и нанесение тяжких телесных повреждения.
Именно киевская спецрота, по версии следствия, ответственна за большинство смертей 20 февраля 2014 года. Около 9 утра того дня ее бойцы открыли огонь по евромайдановцам, которые двигались вверх по улице Институтской в сторону правительственного квартала. За первые полчаса было убито 25 и ранено 12 митингующих, за следующие два с половиной часа - еще 22 и 21 соответственно.
Интересно: оказывается баллистические лаборатории МВД первые годы саботировали проведение экспертиз оружия (а также пуль и гильз), использовавшегося бойцами спецроты «Беркута» в противостоянии евромайдановцам, поэтому следствие заказало их у Харьковского НИИ министерства юстиции. Квалификацию его экспертов сразу поставила под сомнение уже защита обвиняемых. Она также отмечала, что правоохранители имели право безо всяких приказов применять оружие, защищая собственную жизнь и коллег - ведь утром 20 февраля майдановцы первыми (!) открыли огонь.
Не очень вяжется с коллективным образом мирных борцов за демократию, да? Может быть, там тоже было что порасследовать? Однако 21 февраля 2014 года Верховная рада приняла закон "О недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний". Он не просто освободил евромайдановцев от ответственности по уже открытым делам, но и сделал невозможным расследование вероятно совершенных ими той зимой преступлений, пишет DW.
В мае 2022 года бывшие "беркутовцы" впервые выступили в суде. Они рассказывали о том, как проснулись 20 февраля около 9 утра, когда вокруг уже "творился хаос", как отступали от Октябрьского дворца с другими милиционерами. Маринченко скрылся от "выстрелов со всех сторон" в здании клуба Кабмина, где дежурил до следующего утра, а Тамтура, оглушенный взрывом петарды, - за бетонной баррикадой рядом, через несколько часов оттуда его забрали в госпиталь.
Поэтому суд присяжных оправдал Тамтуру по всем пунктам обвинения и таким образом исключил концепцию общей ответственности спецроты. Маринченко признали виновным только в превышении служебных полномочий с применением оружия, ему назначили наказание в пять лет лишения свободы, впрочем, с учетом "закона Савченко" этот срок истек еще в СИЗО.
Примечательно, что спустя четыре дня после событий на Институтской Арсен Аваков - назначенный Радой и.о. министра внутренних дел - издал указ о роспуске "Беркута", однако из милиции его бойцов увольнять не стали, а Аваков пообещал индульгенцию, если они отправятся «наводить конституционный порядок» по-киевски в зоне так называемой АТО (антитеррористической операции) на Донбассе. И подразделение поехало в АТО. Профи, что скажешь?
Впрочем, весной 2015-го. 20 бойцов спецроты и ее командир Садовник успешно сбежали от следствия на другую сторону - в Крым, самопровозглашенные республики Донбасса, в Россию и Беларусь, ещё пятеро уехали на Донбасс в конце декабря 2019 года пятеро обвиняемых тоже уехали на Донбасс - прямо из зала суда: их передали самопровозглашенным "ЛНР/ДНР" - таковы были условия "большого обмена" пленными.
Подытожим. Суд не только не согласился с тщательно выписанным настойчивым утверждением стороны обвинения о "конклюдентности" - то есть согласованности действий всех бойцов спецроты, но и отказался квалифицировать расстрелы как теракт и умышленное препятствование мирному собранию.
"Беркутовцы" на Институтской не разгоняли протест и не имели такой цели, провозглашает судья новую трактовку исторических событий. "Когда бойцы оттеснили протестующих от Октябрьского дворца, то с 9:12 до 9:16 прекратили стрелять - потому что достигли цели и получили возможность возобновить эвакуацию милиционеров. А то, что началось в 9:17, выходит за рамки любых операций и было произвольным умышленным лишением жизни, немотивированным неизбирательным применением оружия", - обосновывает он.
События 20 февраля 2014, по решению суда, отныне не являются мирным протестом. "Если мы считаем это Революцией достоинства, то имело место вооруженное восстание людей против тирании, произвола. И несмотря на то, что в национальном законодательстве нет права на восстание, мы расценили ситуацию как естественное право народа на смену власти…", - объясняет судья Дячук.
Но именно на такой трактовке – что протест был мирным - базируются почти все дела против других подразделений "Беркута", а к тому же - "материнское дело" об ответственности за убийства Виктора Януковича и руководителей силовых структур.
На снимке: улица Институтская 20 февраля 2014 года.