Ведущие мировые СМИ продолжают уделять пристальное внимание перспективам саммита БРИКС в Казани 22-24 октября. Из свежевышедших материалов привлекают статьи в британском журнале The Economist и в газете The Washington Post, - в первой сделан акцент на том, что итогом саммита может стать решительный шаг к созданию общей платёжной системы БРИКС, и это нанесёт сильный удар по доллару США, авторы другого издания доказывают, что Путин добивается уничтожения глобального господства США, но в общем это об одном и том же.
«План Путина по уничтожению доллара. Он надеется, что саммит БРИКС на этой неделе спровоцирует большой взрыв, разрушающий санкции», гласит заголовок в The Economist, и вот как живописуется подготовка «взрыва».
В прошлом году, когда блок собрался в Йоханнесбурге и расширился с 5 до 10 членов, Путин был вынужден остаться дома, чтобы избежать ареста по ордеру МУС. На этот раз он будет надеяться, что его увидят играющим ведущую роль в быстро растущем клубе, который бросает вызов доминированию порядка, возглавляемого Западом.
Сейчас, на 15-м году своего существования, первоначальный БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) мало чего добился. Однако на этом саммите Путин надеется придать блоку вес, заставив его создать новую глобальную финансово-платежную систему. Она призвана противостоять доминированию Америки в мировых финансах и защитить Россию и ее друзей от санкций.
Эта система, которую Россия называет «Мост БРИКС», должна быть создана в течение года и позволит странам проводить трансграничные расчеты с помощью цифровых платформ, управляемых их Центральными банками. Спорным моментом является то, что она может заимствовать концепции другого проекта, под названием mBridge, который частично управляется бастионом западного порядка — швейцарским Банком международных расчетов (БМР).
Переговоры прольют свет на гонку за переделку мировой финансовой системы. Китай уже давно делает ставку на то, что технология платежей — а не восстание кредиторов или военный конфликт — уменьшит власть, которую Америка получает, находясь в центре мировых финансов.
План БРИКС может обеспечить более дешевые и быстрые транзакции. Этих преимуществ может оказаться достаточно, чтобы заинтересовать страны с развивающейся экономикой.
Западные чиновники опасаются, что эта схема имеет реальный потенциал и может быть разработана для обхода санкций. А некоторые разочарованы неожиданной ролью БМР — базирующейся в Швейцарии организации, известной как центральный банк для центральных банков.
Доминирование Америки в мировой финансовой системе было главной опорой послевоенного порядка. Это отражает ее экономическую и военную мощь, а также тот факт, что деноминированные в долларах активы, такие как казначейские облигации, считаются безопасными с точки зрения государственной конфискации и инфляции, и их легко купить и продать.
Хотя Центральные банки диверсифицировали свои запасы, в том числе в золото, около 58% валютных резервов хранятся в долларах (см. график), а сетевой эффект доллара ставит американские банки в центр мировых платежных систем.
Поскольку почти все банки, совершающие операции в долларах, вынуждены делать это через банк-корреспондент в Америке, он может отслеживать потоки на предмет признаков финансирования терроризма и обхода санкций. Это дает американским лидерам огромный рычаг власти — тот, который они стремятся использовать в качестве альтернативы войне.
За два десятилетия до 2021 года число людей, находящихся под американскими санкциями, выросло более чем на 900% (до примерно 9 400 человек). Америка потребовала отключить некоторые иностранные банки от SWIFT — бельгийской системы обмена сообщениями, которую используют около 11 000 банков в 200 странах для трансграничного перевода средств.
Все это меркнет по сравнению со свирепостью финансовой атаки на Россию после февраля 2022 года. Даже европейские политики, поддерживающие санкции, были встревожены тем, как быстро Visa и MasterCard — две американские компании, на которые опирается еврозона в сфере розничных платежей — перестали работать в России.
Цунами, обрушившееся на Россию, заставило противников Америки активизировать усилия по отказу от доллара и подтолкнуло правительства многих стран пересмотреть свою зависимость от американских финансов. Китай считает это одной из своих самых больших уязвимостей.
На саммите БРИКС Путин надеется извлечь выгоду из этого недовольства долларом. Для него создание новой схемы — это как неотложный практический приоритет, так и геополитическая стратегия.
На валютных рынках России сейчас торгуют почти исключительно юанем, но поскольку Москва не может получить достаточно этой валюты, чтобы оплатить весь импорт, ей приходится прибегать к бартеру.
Путин настаивал на создании общей валюты БРИКС для ценообразования в торговле, основанной на корзине золота и других недолларовых валют, но в последние недели против этого выступили индийские чиновники.
Самой серьезной инициативой является план использования цифровых денег, обеспеченных фиатными валютами. В этом случае Центральные банки, а не банки-корреспонденты, имеющие доступ к долларовой клиринговой системе в Америке, будут играть главную роль в трансграничных сделках.
Децентрализация финансовой системы означает, что ни одна страна не сможет отключить другую. Поскольку коммерческие банки будут проводить операции через свои собственные Центральные банки, им не нужно будет поддерживать двусторонние отношения с иностранными банками. Это позволит избежать сетевых эффектов нынешней системы банков-корреспондентов.
План «Мост БРИКС» был изложен в докладе, подготовленном министерством финансов и Центральным банком России в октябре. Новая система, по всей видимости, по крайней мере частично вдохновлена экспериментальной платежной платформой под названием mBridge, которая была разработана Банком международных расчетов совместно с центральными банками Китая, Гонконга, Таиланда и ОАЭ.
Этот эксперимент БМР был невинным по замыслу и начался в 2019 году, до начала конфликта на Украине. По словам нескольких человек, участвовавших в проекте, он оказался ошеломляюще успешным. Он может сократить время проведения транзакций с нескольких дней до нескольких секунд, а стоимость транзакций — почти до нуля.
В июне БМР заявил, что mBridge достиг «стадии минимально жизнеспособного продукта», а Центральный банк Саудовской Аравии присоединился к схеме в качестве пятого партнера. Еще около 31 участника являются наблюдателями.
Создавая систему, которая потенциально может быть гораздо более эффективной, чем нынешняя, и которая ослабит доминирующее положение доллара, БМР невольно ступил на геополитическое минное поле.
Возможно ли, что концепция и код mBridge могут быть повторены странами БРИКС, Китаем или Россией?
Банк международных расчетов, несомненно, рассматривает mBridge как совместный проект и оставляет за собой право решающего голоса в отношении того, кто может к нему присоединиться. Однако некоторые западные чиновники говорят, что участники испытания mBridge могут передать интеллектуальный капитал другим, в том числе участникам «Моста БРИКС».
Согласно многочисленным источникам, Китай взял на себя инициативу по разработке программного обеспечения и кода для проекта mBridge. Народный банк Китая (PBOC), Центральный банк страны, возглавляет технологический подкомитет проекта, и, согласно комментариям одного из чиновников БМР в 2023 году, цифровая бухгалтерская книга «была построена» PBOC.
Возможно, эти технологии и ноу-хау могут быть использованы для создания параллельной системы, недоступной для БМР и его западных членов. Банк международных расчетов отказался комментировать любые сходства между своим экспериментом и планом Путина.
Один из вариантов для Америки и ее союзников — попытаться помешать новым платежным системам, конкурирующим с долларом. Западные чиновники предупреждали БМР, что проект может быть использован странами со злыми намерениями. По словам некоторых бывших сотрудников и советников, с тех пор БМР замедлил работу над mBridge и вряд ли примет в проект новых участников.
Другой вариант — усовершенствовать систему, основанную на долларе, чтобы она была такой же эффективной, как и новые конкуренты. В апреле ФРС Нью-Йорка присоединилась к шести другим Центральным банкам в проекте БМР, направленном на то, чтобы сделать существующую систему быстрее и дешевле. Федеральная резервная система также может связать свою внутреннюю систему мгновенных платежей с системами в других странах.
Любая конкурирующая платежная система стран БРИКС все равно столкнется с огромными проблемами. Гарантировать ликвидность будет сложно или потребуются большие неявные государственные субсидии.
Если основные потоки капитала и торговли между двумя странами несбалансированы, что обычно и происходит, им придется накапливать активы или обязательства в валютах друг друга, что может оказаться непривлекательным. В Индии, ключевом члене БРИКС, глубоко укоренилось недоверие к Китаю. А чтобы масштабировать систему цифровых валют, страны должны договориться о сложных правилах, регулирующих расчеты и финансовые преступления. Такое единодушие вряд ли будет достигнуто в Казани.
Однако несмотря на все это, схема БРИКС может получить импульс. По общему мнению, существующая система трансграничных платежей слишком медленная и дорогая. В то время как богатые страны стремятся сделать ее более быстрой, многие другие хотят полностью отказаться от существующей системы.
Проходящий на этой неделе саммит БРИКС — это не Бреттон-Вудс. Все, что нужно сделать России и ее друзьям — это вывести за пределы досягаемости Америки относительно небольшое количество транзакций, связанных с санкциями. Однако многие ставят перед собой более высокие цели.
The Washington Post: Для Путина БРИКС — ключ к борьбе с США
Поскольку Путин уверен в победе России в Украине — саммит БРИКС призван дать понять, что Россия возвращается в качестве мощного глобального игрока с большим количеством друзей.
Ежегодный саммит группы стран БРИКС занимает настолько важное место в стремлении президента Владимира Путина провести парад влиятельных друзей, что местные власти предупредили жителей принимающего города Казани не ездить на потрепанных автомобилях.
Аналогичным образом, в центре Казани на этой неделе запрещены электроскутеры и продажа алкоголя в рамках саммита, первого в расширенном формате группы, которая выросла из Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Теперь в БРИКС состоят Иран, Египет, Эфиопия и Объединенные Арабские Эмираты. Саудовская Аравия еще не оформила свое членство.
Для Путина эта группа является ключевым инструментом в его плане по свержению глобального господства США и уничтожению власти американского доллара, и эту цель в значительной степени разделяет Китай. Но не другие члены группы.
Поскольку Путин все больше уверен в победе России по мере продвижения его войск на востоке Украины, саммит призван дать понять, что Россия возвращается в качестве мощного глобального игрока с большим количеством друзей. Несмотря на более чем двухлетние усилия Соединенных Штатов по изоляции России.
«Повествование для мира и для внутренней аудитории заключается в том, что Россия далеко не изолирована. Россия подвергается остракизму со стороны Запада, но мы находимся дома вместе с глобальным большинством», — говорит аналитик берлинского аналитического центра Карнеги Александр Габуев. «И еще нарратив заключается в том, что именно Запад сейчас является глобальным меньшинством», — добавляет эксперт.
Но раздувание значимости мероприятия чревато раздуванием обид — таких, как решение наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана не участвовать в мероприятии. Он отправил вместо себя своего министра иностранных дел. А также заявление Казахстана о том, что он отклонил приглашение вступить в организацию. [Решение] Казахстана стало ударом для Путина всего за несколько дней до саммита.
По данным Кремля, только 24 из 38 приглашенных стран направят своих лидеров, а шесть вообще не примут участия в саммите. Однако турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, который стремится поддерживать связи с Россией, Китаем и Западом, принял приглашение Путина принять участие в саммите. Заявка члена НАТО Турции на вступление [в БРИКС] была обнародована в прошлом месяце Россией.
БРИКС стал мощным символом падения американского престижа на Глобальном Юге. Многие страны, разочарованные катастрофическими американскими провалами (война в Ираке и мировой финансовый кризис 2008 года) хеджируют свои ставки, ищут дополнительных партнеров и расширяют свои возможности, преследуя свои национальные интересы.
Десятки стран выразили заинтересованность в присоединении — по словам Путина, до 30 — что свидетельствует о растущем цинизме на Глобальном Юге в отношении глобального порядка. Глобального порядка, основанного на правилах, которые Соединенные Штаты игнорируют, когда считают нужным.
Неустанная пропаганда Путина на эту тему успешно улавливает их настроение. Но, по мнению аналитиков, привлекательность БРИКС объясняется скорее мощью китайской экономики и широко распространенным разочарованием в лицемерии и неудачах Запада, чем одобрением Путина или его антизападного пыла.
Наряду с китайско-российской повесткой дня, направленной на ускорение упадка Америки. Принятие Ирана рискует закрепить репутацию группы как антизападного блока в рамках все более разделенного и хаотичного мирового порядка. А такое восприятие может отпугнуть других.
Тем не менее, пока группа пытается разрешить кризис идентичности на фоне яростной антизападной политики России, она сохраняет свою привлекательность для стран Юга, стремящихся получить больше глобальных рычагов влияния.
Но если Китай, Россия и Иран будут все активнее продвигать агрессивный антизападный подход, это может привести к отчуждению стран, которые не хотят выбирать между Западом и его противниками, считают аналитики.
«После расширения Китай, Россия и Иран стали антизападным лагерем», — говорит исполнительный директор Южноафриканского института международных отношений Элизабет Сидиропулос. «Этого нельзя сказать о большинстве других стран», — добавила она. «В частности, Россия рассматривает БРИКС как часть авангарда строительства нового мирового порядка», — считает эксперт.
Выступая на парламентском форуме группы в Санкт-Петербурге в июле, Путин отверг «так называемые правила Запада, которые никто не видел, никто не обсуждал и никто никогда не принимал».
«Эти правила пишутся и корректируются заново для каждой ситуации в интересах тех, кто считает себя исключительным и присвоил себе право диктовать свою волю другим», — сказал он, — риторика, которая импонирует многим на Глобальном Юге.
Но в то время как Россия и Китай хотят сделать блок передовым краем своих антиамериканских усилий, другие члены — Индия и Бразилия — хотят доработать существующий глобальный порядок в интересах Глобального Юга, а не перевернуть его. Эти страны настаивают на том, что группа не направлена против Запада.
«Россия использует анализ, который часто начинается правильно — с выявления некоторого недовольства и разочарования тем, как с африканскими странами обращаются мировые державы. Но этот нарратив иногда перегружается, когда Россия представляет себя в качестве альтернативы», — говорит аналитик Южноафриканского института международных отношений Густаво де Карвальо, который специализируется на БРИКС.
Помимо Казахстана, несколько ключевых стран Глобального Юга отклонили приглашения присоединиться. Так Аргентина заявила, что не хочет быть частью политической повестки дня.
Индонезия и Алжир также указали, что не собираются присоединяться в ближайшее время. Президент Сербии Александр Вучич отметил, что приоритетом для его страны является членство в Европейском союзе.
Для Китая эта группа рассматривается как противовес мировому порядку, возглавляемому США, и Китай хотел бы, чтобы членство БРИКС расширялось как можно больше. «Мы должны держать дверь открытой для новых членов, чтобы придать больше сил и драйва развитию БРИКС», — заявил министр иностранных дел Ван И в прошлом месяце в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, утверждая, что это будет способствовать созданию «равноправного и упорядоченного многополярного мира», более дружелюбного по отношению к странам Юга.
Однако расширение группы усилило внутреннюю напряженность, ослабив влияние ее основателей и укрепив доминирующее положение Китая. До сих пор группа справлялась с пограничными трениями между Китаем и Индией и их соперничеством за региональное лидерство. Но по мере того, как влияние Индии в группе ослабевает, — некоторые аналитики ставят под сомнение участие Индии в группе. БРИКС выглядит все более антизападной и ориентированной на Китай, с программой дедолларизации, которая будет способствовать росту китайского юаня.
Бывший министр иностранных дел Индии Канвал Сибал и бывший посол в России подчеркивает, что ценность организации заключается в том, что она является противодействующей группой, которая выдвигает свои взгляды на реформу международной системы и на то, как она должна управляться, а не антизападной группировкой.
«Для нас Соединенные Штаты являются самым важным партнером с точки зрения нашего будущего роста, технологий и доступа к технологиям, и поэтому мы не хотим ситуации, когда БРИКС становится центром конфликта с Западом на экономико-политических фронтах», — сказал он в интервью.
«Поэтому, пока мы находимся там, мы хотели бы иметь больше сотрудничества внутри БРИКС и работать над позитивной повесткой дня для формы международной системы в режиме сотрудничества, а не в режиме конфронтации», — сказал он. «В противном случае БРИКС будет двигаться в направлении, которое станет ярко выраженным антизападным», — резюмировал бывший министр.
До своего расширения группа предоставляла Индии влияние и рычаги воздействия в качестве глобального игрока. «Но новый БРИКС только уменьшит возможности для маневра. Вас будут отождествлять с друзьями, которых вы держите, если вы держите таких друзей, как Иран, Россия, Китай и Северная Корея», — предупреждает профессор международных исследований в Университете Джавахарлала Неру Хаппимон Джейкоб.
Несмотря на дискомфорт, который испытывают некоторые члены группы, они все же видят в ней пользу. Они стремятся к созданию более справедливых глобальных институтов.
По словам профессора Звелету Джолобе, заведующего кафедрой политических исследований Кейптаунского университета, Южная Африка видит в группе главным образом экономические возможности, а не вызов НАТО или Евросоюзу. «Политикам здесь не нравится идея военного союза с Россией - это не то, чего они хотят», — сказал он. «Южная Африка хочет хороших отношений с Москвой, Вашингтоном и Брюсселем», — добавил ученый.
Перевод ТК Briefly.