Всего через неделю после своей инаугурации президент США Дональд Трамп издал указ с запросом на создание нового противоракетного щита под рабочим названием «Железный купол для Америки». Позже, выступая на совместном заседании Конгресса США 4 марта, Трамп заявил: «Я прошу Конгресс профинансировать современный отечественный противоракетный щит «Золотой купол» для защиты нашей родины». Что включает в себя проект, будет ли он успешен и что он означает для России? Ситуацию анализирует Джеймс Д.Дж. Браун (James D.J. Brown) профессор политологии в Университете Темпл, США.
Если коротко, «Золотой купол» потенциально втянет Россию в новую гонку вооружений, заставив ее выделять еще больше ресурсов на свои стратегические силы в то время, когда страна меньше всего может себе это позволить.
По словам генерала Б. Чанса Зальцмана, начальника космических операций Космических сил США, «Золотой купол» — это не единая инициатива, а «система систем». Он объединит существующие элементы противоракетной обороны США и дополнит их новой амбициозной структурой, которая, согласно указу, обеспечит «защиту Соединенных Штатов от баллистических, гиперзвуковых, современных крылатых ракет и других воздушных атак следующего поколения со стороны равных по силе противников, почти равных, а также и со стороны стран-изгоев». В результате получится многослойный противоракетный щит, который значительно превосходит существующую оборону Соединенных Штатов.
Сегодня, на ранней стадии проекта, планируется, что новая система будет базироваться в космосе. Она будет состоять из созвездия из сотен спутников-детекторов, которым будет поручено обнаруживать ракеты и их основную инфраструктуру на суше, в море и воздухе, а также точно отслеживать ракеты после запуска. Отдельный флот ударных спутников будет перехватывать ракеты на этапе их разгона с помощью кинетических (т.е. ракет-перехватчиков) или некинетических средств (т.е. лазеров).
Основной целью «Золотого купола» является обеспечение всесторонней защиты территории Соединенных Штатов. Тем не менее, указ Трампа предполагает, что система может также охватывать противоракетную оборону театра военных действий. Другими словами, он может быть расширен для защиты войск передового базирования и союзников США в Европе и Азии.
Еще одной особенностью Golden Dome является предполагаемая скорость разработки. Как сказал генерал Зальцман: «Если бы это была традиционная программа развития Пентагона, это могло бы занять от двенадцати до семнадцати лет». Вместо этого план состоит в том, чтобы увидеть результаты до конца срока Трампа в январе 2029 года. Для достижения этой цели проект будет опираться не только на признанных оборонных подрядчиков, таких как Lockheed Martin, но и на более новых игроков, таких как SpaceX, Anduril и Palantir.
Для развития «Золотого купола» есть резоны. Существующая система противоракетной обороны Соединенных Штатов сосредоточена на сорока перехватчиках наземного базирования в Форт-Грили, штат Аляска, и еще четырех на калифорнийской базе космических сил Ванденбург. Этой системе уже более двадцати лет, и она была разработана для защиты от случайного или несанкционированного запуска ракеты, а не от стратегических арсеналов России или Китая. Кроме того, наземные перехватчики обеспечивают ограниченную защиту от гиперзвукового оружия.
Тем не менее, энтузиазм Трампа по поводу «Золотого купола» обусловлен скорее политикой, чем практическими соображениями. Он понимает ценность больших символических проектов. Его обещание построить стену с Мексикой привело его к президентству в 2016 году. Теперь он настаивает на том, чтобы Алькатрас, печально известная тюрьма в заливе Сан-Франциско, была вновь открыта в знак его приверженности закону и порядку. То же самое можно сказать и о «Золотом куполе». Трамп хочет, чтобы этот проект стал грандиозным проявлением его программы «мира через силу».
Более того, проект многое говорит об источниках вдохновения Трампа. Будучи системой космического базирования, «Золотой купол» имеет много общего со Стратегической оборонной инициативой (СОИ), системой противоракетной обороны, предложенной президентом Рональдом Рейганом в 1983 году. Название проекта также ясно дает понять, что на Трампа повлияла израильская система «Железный купол».
Эти параллели не совсем обнадеживают. СОИ, которую критики высмеивали как «Звездные войны», оказалась слишком технологически сложной и была прекращена в 1993 году. Израильская противоракетная оборона, одним из уровней которой является «Железный купол», эффективна, но Израиль гораздо легче защитить, чем Соединенные Штаты. Израиль меньше Гавайев и борется в основном с простыми ракетами малой дальности, а не с передовыми баллистическими или гиперзвуковыми ракетами. В связи с этим возникает вопрос о том, возможен ли «Золотой купол».
Первое препятствие – техническое. Несмотря на то, что с 1980-х годов технологии значительно продвинулись вперед, задача создания противоракетного щита космического базирования остается огромной. График также слишком оптимистичный. Сторонники указывают на успех Манхэттенского проекта, но это было время войны, когда Соединенные Штаты были гораздо более сплочены вокруг общей цели, чем сегодня.
Еще одним препятствием является стоимость. В конце апреля республиканцы в Палате представителей выдвинули законопроект о примирении, который выделяет «Золотому куполу» 24,7 миллиарда долларов. Это только для начала. Согласно исследованию, проведенному Национальным исследовательским советом в 2012 году, общая стоимость космической системы противоракетной обороны на пике может составить до 831 миллиарда долларов (в ценах 2025 года).
Сторонники утверждают, что несколько факторов в настоящее время означают, что проект может быть выполнен дешевле. За последнее десятилетие затраты на запуск резко снизились. SpaceX, со своими 7000 спутниками Starlink, также продемонстрировала свою способность быстро и с ограниченными затратами создать обширную группировку спутников.
Другие предложения по экономии средств включают в себя предположение о том, что спутники-детекторы могут работать по совместительству, то есть помимо их роли по слежению за ракетами, выполнять коммерческую функцию, что позволяет разделять расходы в рамках версии военно-гражданского синтеза в Соединенных Штатах. В апреле агентство Reuters сообщило, что SpaceX предложила предложить Golden Dome в качестве услуги по подписке, что означает, что спутники фактически не будут принадлежать правительству США.
Что все это значит для России? Трамп представляет «Золотой купол» как механизм содействия стабильности и миру. Он уже давно скептически относится к ядерному оружию, называя его «большими монстрами» и говоря: «Было бы здорово, если бы мы все могли денуклеаризироваться». Он надеется, что «Золотой купол» позволит Соединенным Штатам снизить свою зависимость от ядерного оружия. Это связано с тем, что если у Соединенных Штатов есть надежное средство обеспечения провала нападения на свою родину (сдерживание путем воспрещения), им потребуется меньше возможностей для нанесения ударов по противникам (сдерживание наказанием).
Стоит ли говорить, что московские стратеги смотрят на вещи иначе. В 2002 году Соединенные Штаты в одностороннем порядке вышли из Договора по противоракетной обороне. С тех пор российские официальные лица постоянно предупреждают о дестабилизирующем воздействии противоракетной обороны. В 2019 году Министерство иностранных дел России осудило тогда еще более скромные планы Соединенных Штатов по противоракетной обороне, назвав их доказательством «стремления Вашингтона обеспечить неоспоримое военное господство в мире». Они обеспокоены тем, что, находясь в безопасности благодаря своей обороне, Соединенные Штаты не смогут удержать от агрессии.
Ответ Вашингтона всегда заключался в том, что его противоракетная оборона предназначена только для противодействия ограниченным угрозам со стороны Северной Кореи и Ирана и никоим образом не подрывает большой и сложный арсенал России. Этот аргумент, который так и не был полностью принят Москвой, теперь отброшен. В том, что представляет собой эпохальное изменение в политике США, «Золотой купол» явно направлен не только против «противников-изгоев», но и против «равных» и «почти равных» государств (т.е. России и Китая).
Московские эксперты сохраняют уверенность в том, что даже с учетом нынешних возможностей стратегический арсенал России сможет преодолеть «Золотой купол» благодаря таким контрмерам, как ложные цели и устройства постановки помех. Существует также вариант «насыщения», т.е. преодоления обороны путем запуска большего количества ракет, чем можно перехватить.
Однако в мире сдерживания недостаточно уверенности. Поскольку на карту поставлено выживание нации, стратеги должны исходить из наихудшего сценария и исходить из того, что «Золотой купол» будет эффективен как минимум против второго удара России.
Поэтому России придется реагировать. Это повлечет за собой ускорение нынешних усилий по модернизации каждого звена ядерной триады за счет замены систем доставки советской эпохи более новыми российскими разработками.
Мы также можем ожидать возобновления акцента на экзотическое оружие, которое обещает обойти все мыслимые системы противоракетной обороны. В 2018 году Путин обнародовал то, что впоследствии было названо его ядерным «супероружием». К ним относятся «Буревестник» — крылатая ракета наземного базирования с ядерной энергетической установкой и предположительно неограниченной дальностью, и «Посейдон» — торпеда с ядерной силовой установкой, предназначенная для ударов по авианосным группам или береговой инфраструктуре. Поскольку «Золотой купол» специализируется исключительно на воздушных атаках, вполне вероятно, что «Посейдон» станет еще более приоритетным.
Еще одним вероятным ответом является удвоение интереса России к ядерному противоспутниковому оружию. Преимущество такого оружия в том, что оно может быстро ликвидировать целую группировку военных спутников США. Недостатком является то, что они нанесут огромный сопутствующий ущерб, выведя из строя множество гражданских спутников и вызвав невыразимые нарушения в жизни на Земле. Однако, если бы выбор стоял между поражением в ядерной войне и уничтожением большей части мировой космической инфраструктуры, Кремль, несомненно, выбрал бы второй вариант.
Таким образом, «Золотой купол» втянет Россию в новую гонку вооружений, заставляя ее выделять еще больше ресурсов на свои стратегические силы в то время, когда страна меньше всего может себе это позволить. Российский оборонный бюджет уже перегружен войной в Украине, а на восстановление обычных вооруженных сил России уйдут годы. Эти огромные расходы потребуют дальнейшего отвлечения средств из гражданского сектора, что приведет к предсказуемым последствиям для долгосрочного здоровья российской экономики.
Спешка России в разработке «супероружия» и ядерного оружия для космоса несет в себе еще большую опасность. «Посейдон» и «Буревестник» были сильно разрекламированы Кремлем, но они остаются в стадии разработки, и риск несчастных случаев высок. Атомный «Буревестник» вызывает особое беспокойство и был назван «летающим Чернобылем». Сообщается, что неудачный тест в 2019 году стал причиной гибели пяти инженеров.
В конечном счете, «Золотой купол», возможно, никогда не достигнет грандиозных амбиций Трампа. Однако даже если этого не произойдет, проект будет иметь серьезные последствия для стратегической стабильности и для России в частности.