В конце марта текущего года (27-го) в Москве состоялся внеочередной съезд Всемирного русского народного собора (ВРНС). Это мероприятие осталось по существу вне медийного мейнстрима, если не считать многажды осмеянного и слева, и справа высказывания патриарха Кирилла, что не существует русского национализма, однако съезд заслуживает куда большего внимания, поскольку он наглядно показал и некий разброд в РПЦ относительно СВО в Украине и – что более важно – пути и методы окончательной зачистки российского общества от всяческих западных влияний.
Материалы съезда и высказывания на нём и вокруг него проанализировал в статье для Russia.Post* научный сотрудник Исследовательского центра восточноевропейских исследований Бременского университета (Германия) Николай Митрохин. Это очень длинный текст, полностью его английский оригинал можно прочитать здесь, а ВиД выбрал ключевые тезисы, воспользовавшись русским переводом ТК Briefly.
Итак, на съезде была принята декларация (наказ), в которой специальная военная операция названа «Священной войной, в которой Россия и ее народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию «Удерживающего», защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада».
Специальная военная операция, говорится в декларации, «является новым этапом национально-освободительной борьбы русского народа против преступного киевского режима и стоящего за ним коллективного Запада, ведущейся на землях Юго-Западной Руси с 2014 года».
Николай Митрохин отмечает в связи с посылом декларации, что ВРНС был создан бывшими членами так называемой «русской партии» в советской общественно-политической элите, а в 2000-х годах единоличным председателем организации стал Кирилл (Гундяев), в то время митрополит Смоленский и Калининградский. Автор указывает и на другой источник, вдохновляющий ВРНС, отчётливо антисоветского происхождения, а точнее – «южинского кружка» Мамлеева, в котором окормлялся юный Александр Дугин. Отсюда – упомянутая в декларации концепция «триединой нации» (русские, украинцы и белорусы), что даже для РПЦ является довольно маргинальной позицией, считает автор, и отсюда провозглашённая роль России как «Катехона», удерживающего мир от появления Антихриста.
Помимо различных концепций русского национализма, таких как «русский мир» и «триединая нация», в декларации упоминаются «традиционные ценности» и «борьба с нелегальной миграцией», то есть в ней объединены понятия, которые ранее разрабатывались независимо друг от друга.
Митрохин обращает внимание, что за месяц до мартовского съезда в Санкт-Петербурге прошло еще одно мероприятие ВРНС, так называемый Всероссийский идеологический форум, в котором приняли участие и Дугин, и «православный олигарх» Малофеев. Там была принята резолюция под названием «Русская идея». Часть ее текста, включая фрагменты длиной в несколько абзацев о «священной войне» и «катехоне», вошла в поздний наказ ВРНС.
В декларацию вошли и другие идеи, озвученные Малофеевым на другом недавнем мероприятии ВРНС, в том числе ограничение миграции, строительство отдельных домов, чтобы мотивировать семьи иметь больше детей, и борьба с западным влиянием в образовании.
В то же время из мартовской декларации была полностью исключена терминология, связанная со «Святой Русью» и даже с «Русской идеей», которая была названа петербургской резолюцией и сформулирована следующим образом: «Победа над Западом должна стать главной национальной идеей и целью сегодняшней России. Она недостижима без полного объединения российского общества и максимальной мобилизации его ресурсов. Идея Победы, объединяющая и мобилизующая страну под лозунгами «Мы вместе!» и «Все для Победы!», должна стать главным содержанием формирующейся Русской идеи».
По мнению автора статьи в RP, исключение тезисов о «Русской идее», по-видимому, еще раз свидетельствует, что декларация возникла как компромисс между различными идеологическими предпринимателями. Тем не менее, две трети декларации, посвященные социально-экономическим вопросам, соответствуют «идеологической линии», описанной Малофеевым.
Митрохин считает, что в АП недовольны такого рода компромиссами и прилагают усилия для чёткого размежевания по принципу, кто не с нами, тот против нас. В связи с этим, по мнению автора, в Кремле недовольны «довольно двусмысленной», по оценке Митрохина, «Молитвой о Святой Руси» и эпизодическими заявлениями Патриарха в поддержку «воинов» без упоминания Украины, а уж тем более тем, что военная повестка была в основном саботирована большинством епископов РПЦ, включая членов Священного Синода.
В свою очередь Патриарх очевидно был раздражён решением Министерства образования об отмене курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (этот курс вводил религиозный компонент в школьное образование, стал обязательным в 2009 году, но с1 сентября 2025 года будет прекращен) и недвусмысленно выразил недовольство в своём выступлении на мартовском съезде ВРНС.
Отмена названного курса, встретившего сильное сопротивление со стороны учителей, родителей и, самое главное, школьников - это личный удар для патриарха Кирилла, считает автор.
В заключительной части статьи Митрохин перечисляет впечатляющий (или удручающий) набор мер, который Управление по внутренней политике Администрации президента РФ и секретариат ВРНС намерены принять для сохранения и укрепления в России традиционных ценностей.
Речь о том, в частности, что Александр Дугин, действуя от имени ВРНС и получив добро от Администрации президента, будет проводить ревизию гуманитарного и обществоведческого образования в России через Высшую политическую школу имени Ивана Ильина, созданную в 2023 году на базе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
Школа, возглавляемая Дугиным, должна реализовать часть наказа об очищении образования от «деструктивных идеологических концепций и установок». Западные теории в области социальных и гуманитарных наук должны рассматриваться «на предмет их соответствия суверенному российскому мировоззрению, [а также] полезности или деструктивности для укрепления национального самосознания».
Предполагается, что проверке будут подвергнуты философия, история, политология, социология, педагогика, юриспруденция, антропология, культурология, этнология, психология, филология и религиоведение.
Также предлагается программа «дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала высших учебных заведений, находящихся в ведении Министерства образования и науки».
* Russia.Post – это, согласно самохарактеристике, экспертная журналистская платформа Программы «Россия» Университета Джорджа Вашингтона, целью которой является поднять новый «железный занавес» и пролить свет на события внутри России.
Как ни странно, RP не удалось обнаружить ни в списке иноагентов, ни в списке нежелательных в России организаций.