Сенсационное для политического класса России решение Нобелевского комитета: Премия мира 2021 года присуждена главному редактору «Новой газеты» Дмитрию Муратову и основательнице филиппинского оппозиционного СМИ Марии Ресса. Не Навальный, не Тихановская или Колесникова, которые рассматривались в кругах оппозиционеров режимам Путина – Лукашенко как соискатели-фавориты, а шеф «Ноги», как издание называют сами журналисты. Но это только часть сенсации, - загадкой остаётся, кто номинировал г-на Муратова и почему его имени не было в листе голосования комитета?
В комментарии Нобелевского комитета по поводу присуждения премии говорится следующее: «Госпожа Ресса и господин Муратов представляют всех журналистов, которые отстаивают идеал свободы слова в мире, где условия для демократии и свободы прессы становятся все более неблагоприятными. Мария Ресса использует свободу слова, чтобы разоблачать злоупотребления властью, насилие и растущий авторитаризм в своей родной стране, на Филиппинах. Дмитрий Андреевич Муратов на протяжении десятилетий защищал свободу слова в России во все более сложных условиях. «Новая» — это самая независимая газета в современной России с принципиально критическим отношением к власти. Журналистика, основанная на фактах, и профессиональная честность газеты сделали ее важным источником информации о достойных порицания аспектах российского общества, которые редко упоминаются в других СМИ».
Сам Дм.Муратов, комментируя присуждение, подчеркнул в интервью ВВС: «Игорь Домников, Юрий Щекочихин, Анна Политковская, Стас Маркелов, Анастасия Бабурова, Наташа Эстемирова — вот эти люди получили сегодня Нобелевскую премию».
Слов нет, достойно, всё так, но кто же выдвинул главреда «Новой газеты»? Явно недовольный выбором НК пропагандист Владимир Соловьёв задал этот вопрос в Twitter («а кто номинировал Муратова на Нобелевскую премию? И как-так получилось, что его имя даже не всплывало вплоть до момента объявления?»), сопроводив его вот такой таблицей, вряд ли фейковой, а соратник и единомышленник В.Соловьёва гендиректор госагентства «Россия сегодня», телеведущий Дмитрий Киселев заявил, что «подобные решения девальвируют саму премию, а сама премия мира — одна из самых спорных номинаций в Нобелевском комитете».
В то же время пресс-секретарь президента РФ Дм.Песков, отвечая на вопросы журналистов, поздравил Дм.Муратова с наградой, отметив, что «он последовательно работает согласно своим идеалам, он привержен своим идеалам, он талантлив, он смел, и, конечно, это высокая оценка». Более того, Песков не исключил, что Муратова может поздравить лично и сам президент Путин. Ну, вот как тут не поддаться конспирологическим измышлениям, что это Кремль (как уже написали в одном из Телеграм-каналов) провёл блестящую операцию по недопущению в лауреаты Навального?
Правда, главред The New Times Евгения Альбац рассказала Business FM, что Дмитрия Муратова и «Новую газету» в течение нескольких лет номинировал на Нобелевскую премию мира Михаил Горбачев, сам нобелевский лауреат, но, во-первых, это лишь слова, а во-вторых, неясно, выдвинул ли М.Горбачёв Дм.Муратова и в 2021 году.
И ещё ремарка. Несмотря на всю свою оппозиционность и усилия, отмеченные в комментарии Нобелевского комитета, «Новая газета» до сих пор не заклеймлена, как иноагент, хотя формально основания для этого найти не трудно: 14% акций АНО РИД «Новая газета» принадлежит лондонскому банкиру Александру Лебедеву, «Известия» писали (и не были опровергнуты), что издание получало прямую государственную денежную поддержку от правительства Нидерландов…
Кстати. Муратов заявил, что часть денежного эквивалента Премии мира, более 1 млн долларов, будет перечислена в благотворительный фонд «Круг добра» (занимается помощью детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями). Не Навальному. Как бы это кому ни хотелось.
Юрий Алаев.