Денацификация и демилитаризация Украины – официально заявленные цели СВО Путина. Но есть, кажется, и неофициальная цель – идёт борьба за 23 триллиона долларов. Именно в такую, примерно, сумму оцениваются ископаемые ресурсы незалежной, в числе которых около половины из 50 стратегических минералов, определенных Соединенными Штатами как критически важные для экономики и национальной безопасности страны. Соответственно, и борьба идёт не между Украиной и Россией, а между Россией и США. Об этом – в опубликованной незадолго до нового года в The Washington Post статье колумниста Марка Тиссена*
Дональд Трамп часто говорит, что освобождение Ирака без получения его нефтяных ресурсов было одним из самых больших внешнеполитических промахов Америки. У него есть шанс избежать подобной ошибки в Украине.
Украина —-не только житница Европы, но и минеральная сверхдержава, обладающая крупнейшими запасами 117 из 120 наиболее широко используемых минералов в мире.
Из 50 стратегических минералов, определенных Соединенными Штатами как критически важные для экономики и национальной безопасности страны, многие из которых довольно редки, но имеют ключевое значение для определенных областей применения, Украина поставляет 22.
Украина обладает крупнейшими запасами урана в Европе, вторыми по величине запасами железной руды, титана и марганца, третьими по величине запасами сланцевого газа, а также крупными месторождениями лития, графита и редкоземельных металлов, сообщается в докладе канадской компании SecDev, специализирующейся на анализе геополитических рисков.
Эти минералы необходимы для производства жизненно важных товаров — от самолетов, мобильных телефонов и электромобилей до стали и атомной энергии.
Вопрос для избранного президента заключается в следующем: хочет ли он, чтобы Россия и Китай получили эти сокровища природных ресурсов? Или он хочет разрабатывать их вместе с Украиной на благо американского народа?
Одной из главных причин атаки президента России Владимира Путина в Украину (помимо его исторических фантазий о том, что украинцы и русские — «один народ») был захват этих природных ресурсов, которые оцениваются в 26 триллионов долларов.
Эта попытка почти увенчалась успехом. В начале 2022 года российские войска достигли окраин Киева, приблизились к захвату столицы и установлению марионеточного режима.
Но с помощью США — в том числе ракет Javelin, которые поставил Трамп (отменив запрет Барака Обамы на смертоносное оружие), — Украина заставила Россию отступить. При этом она не только освободила своих граждан от жестокой российской оккупации, но и успешно защитила около 80% известных месторождений полезных ископаемых Украины, включая 73% железной руды, 75% лития и графита, 90% титана и 92% урана и других радиоактивных элементов.
Вначале Россия захватила контроль над примерно 80% огромных морских месторождений углеводородов Украины. Но за последние три года Украина уничтожила примерно половину Черноморского флота России, чтобы вытеснить российский флот из своих территориальных вод.
Благодаря этому успешному наступлению Украина вновь открыла судоходные пути и вернула себе большинство черноморских месторождений нефти и газа.
Сегодня Украина контролирует 96,5% доказанных запасов нефти и 96% доказанных запасов природного газа, а также все месторождения алюминия, кобальта, меди, никеля, олова и бериллия.
России удалось захватить около 57% известных запасов угля в стране (стоимостью около 11,9 триллиона долларов) и около половины месторождений некоторых редкоземельных металлов (хотя многие из них были захвачены в 2014 году, когда произошли крымские события).
Но, несмотря на эти потери, Украина не позволила России захватить 13,6 триллиона долларов США в виде минеральных и углеводородных богатств.
Это стало крупным поражением для Путина и огромной возможностью для Соединенных Штатов.
Американский народ уже вложил около 183 миллиардов долларов, чтобы помочь Украине защитить свои богатые минералами земли. Хотя подавляющее большинство военной части этой помощи было потрачено здесь, в США, — на укрепление нашего оборонного производства и создание хороших рабочих мест для американских рабочих, — эта сумма остается ошеломляюще большой инвестицией в помощь Украине.
Разве американские налогоплательщики не должны получить отдачу от этих инвестиций? Хотим ли мы, чтобы украинский титан шел на американские самолеты или на российские и китайские истребители, которые будут угрожать Соединенным Штатам и их союзникам? Хотим ли мы, чтобы украинский литий и редкоземельные металлы питали электронику и электромобили американского производства или китайского?
Трамп пообещал «обеспечить американцам самую дешевую энергию и электричество на Земле», а также расширить искусственный интеллект и майнинг криптовалют, для которых требуются центры обработки данных, потребляющие огромное количество электроэнергии.
Единственный проверенный способ снизить стоимость электроэнергии при одновременном росте спроса на нее — это резко увеличить поставки чистой ядерной энергии. И Трамп пообещал одобрить строительство атомных станций, работающих на небольших инновационных реакторах.
Это резко увеличит спрос на уран в США. Соединенные Штаты уже являются крупнейшим покупателем российского обогащенного урана и зависят от Москвы почти на четверть.
Не в наших стратегических интересах позволить Путину захватить контроль над крупнейшими запасами урана в Европе. Соединенным Штатам нужен этот украинский уран, чтобы снизить стоимость энергии для американцев, а также подпитывать инновации в области искусственного интеллекта и криптовалют.
Трамп также поставил перед собой задачу снизить экономическую зависимость Америки от коммунистического Китая. Пекин является крупнейшим источником более половины важнейших минералов, которые импортируют Соединенные Штаты, включая 72% редкоземельных металлов.
Китай пытается занять место на мировом рынке лития, активно скупая шахты по всему миру, а также рудники по добыче других важнейших минералов, таких как кобальт и никель.
Демонстрируя свою растущую власть над экономикой США, Пекин недавно ужесточил экспортный контроль над такими важнейшими минералами, как алюминий и титан, запретил экспорт галлия и серьезно ограничил экспорт графита в Соединенные Штаты. Украина обладает всеми этими полезными ископаемыми в изобилии.
Если бы минеральные богатства Украины попали в руки России, это стало бы стратегическим и экономическим благом для Китая, который вступил в партнерство с Россией «без ограничений».
Между тем Соединенные Штаты нуждаются в дружественных надежных источниках этих важнейших минералов. Если мы поможем Украине защитить и развить ее природные ресурсы, то нанесем стратегический удар по Пекину и Москве, а также принесем огромную финансовую выгоду американскому народу.
Но для этого Украине нужна помощь Трампа, чтобы обеспечить справедливый и прочный мир.
После начала военного конфликта металлургическое производство в Украине упало примерно на 80% — с 20 миллионов тонн в 2021 году до всего лишь 2,5 миллиона тонн к середине 2023 года.
Трудно добывать полезные ископаемые, когда по вашей критической инфраструктуре стреляют ракетами. Невозможно разрабатывать морские месторождения нефти и природного газа в водах, которые Украина контролирует в Северо-Крымском бассейне, под сенью российских войск, находящихся на расстоянии выстрела.
Американский бизнес может разрабатывать эти ресурсы на благо американского и украинского народов — но только если боевые действия закончатся на условиях, которые дадут инвесторам уверенность в том, что российское нападение не возобновится.
Реальность такова, что Путин не хочет отказываться от своего стремления завоевать Украину и ее минеральные богатства. Он нарушит любое международное соглашение, которое Россия подпишет, чтобы достичь своей цели. Единственный способ остановить его — это сделать его цель невыполнимой.
Путин, несомненно, надеется использовать любое прекращение боевых действий, чтобы взять паузу, восстановить свои силы и возобновить боевые действия через несколько лет — точно так же, как он сделал это после крымских событий в 2014 году.
Таким образом, Трамп должен не просто остановить сегодняшний военный конфликт на Украине, но и создать условия, при которых возобновление противостояния станет невозможным.
Для этого необходимо создать надежные границы. Во время президентских дебатов на CNN в этом году Дана Баш спросила Трампа, являются ли для него приемлемыми требования Путина о том, чтобы Россия «сохранила за собой украинскую территорию, на которую она уже претендует, а Украина отказалась от своего желания вступить в НАТО».
Трамп ответил: «Нет, они неприемлемы». Он прав. Хорошая сделка, которая действительно обеспечит безопасность Украины и ее ресурсов, требует, чтобы Киев вернул себе критически важные районы в Херсоне и Запорожье. Ему также потребуются гарантии безопасности, подкрепленные военной мощью Запада — либо через членство Украины в НАТО, либо через серьезные двусторонние обязательства по безопасности, либо через демилитаризованную зону, которую будут контролировать международные миротворческие силы, состоящие из европейских, а не американских войск. (Польша вскоре будет иметь третью по численности армию в НАТО и может возглавить европейскую миротворческую операцию).
Но еще одним ключом к прочному миру является хорошо вооруженная Украина. Поэтому мы должны найти механизмы увеличения потока американского оружия в Киев, которые не потребуют от американских налогоплательщиков нести расходы. Один из способов сделать это? Кредиты, обеспеченные минеральными ресурсами и ископаемым топливом Украины в качестве залога.
Создавая доверие, привлекающее частные инвестиции, мирное соглашение при посредничестве Трампа поможет Соединенным Штатам и Украине совместно разрабатывать минеральные и углеводородные ресурсы Украины. Это позволит ей обеспечивать собственную оборону, как это делают сегодня Польша и страны Балтии.
Стабильная, суверенная и процветающая Украина станет для Америки важнейшим партнером в добыче этих природных богатств. Кто получит выгоду от нефтяных, газовых и минеральных богатств Украины? Выбор за Трампом.
*Марк Тиссен — колумнист, специализирующийся на внешней и внутренней политике. Он является научным сотрудником Американского института предпринимательства и бывшим главным спичрайтером президента Джорджа Буша-младшего.
Перевод ТК Briefly.