Сенсация утра понедельника: «всероссийское голосование» по предложенным Путиным поправкам в Конституцию РФ пройдёт ПОСЛЕ того, как их примут Госдума и Совет Федерации, сообщили РБК три близких к администрации президента РФ источника. Таким образом значимость «голоса народа» опускается до уровня плинтуса.
Если информация РБК подтвердится официально, это будет означать, что в АП – и лично В.В.Путин, надо думать – не уверены до конца в успехе даже такого декоративного действа, как на сей день не прописанное законодательно «всероссийское голосование»: сначала Путин решительно отверг робкие предложения вынести поправки на голосование попунктно (только пакетом!), а теперь стелется ещё пучок соломки, - что останется гражданам, когда обе палаты парламента дружно проголосуют «за»? Только согласиться, дело-то уже будет сделано, а уж подпись президента себя ждать не заставит. Есть, правда, вариант с игнорированием голосования, и так, вероятнее всего, и будет: большинство просто махнёт на это дело рукой и не придёт на участки. Однако фактор низкой явки на самом деле мало беспокоит администрацию президента, - это же не референдум со строго прописанными условием процента участников для признания легитимным, сколько проголосуют, столько и хорошо. Правда, речь о принятии конституционного закона, требующего предварительной поддержки не менее двух третей заксобраний регионов, но в Кремле рассчитывают, что это пройдет, пишет РБК, «максимально быстро». Ну, разумеется.
Теперь о сроках. Вообще-то, сроки и порядок проведения голосования будут прописаны в специальном указе Владимира Путина, говорил ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, а пока известно только, что рассматривается дата 12 апреля. Это День космонавтики, напоминающий о временах, когда мы были первыми в мире» по ракетам и балету, то есть день не просто воскресный, а духоподъемный. Конечно, выглядит неподобающе суетливо для великой России – принимать фундаментальные поправки в Основной Закон менее, чем за три месяца после оглашения (ФС-то должно будет проголосовать за них едва ли не в марте), но, как с десяток лет повторяет нам Владимир Владимирович, времени на раскачку нет. Правда, по сведениям РБК, рассматривается и другая дата, 19 апреля, но это нынче – день Пасхи, и «Христос воскресе! Воистину воскресе!» в день голосования по путинским поправкам будет звучать как-то уж слишком в лоб, а администраторы президента – люди по-своему тонкие.
Так что скорее всего пойдём (или не пойдём) голосовать 12 апреля. А «в преддверии голосования» - продолжаю цитировать РБК - «будет развернута информационная кампания на телевидении и в интернете». То есть также наспех, в два притопа три прихлопа.
Между тем на просторах рунета разворачивается свара по поводу того, как должна относиться к внесённым Путиным поправкам либеральная демократическая общественность, и часть свары уже материализовалась: полезные идиоты принялись поднимать на улицах Москвы плакатики, общий смысл которых сводится к нехитрому «не трожь нашу родную Конституцию!» То есть, если Путин сказал чему-то «да», то мы непременно должны крикнуть ему наше гордое «нет». Тот факт, что та же общественность прежде многократно указывала на «царистский» характер Конституции 1993 года, то обстоятельство, что в самой Конституции предусмотрены её изменения, а главное - что предложение Путина поправить Основной Закон само по себе открывает возможности для оппонирования власти по существу и набору поправок, условий их обсуждения и принятия, а также и для внесения своих, - всё это оппа-зицию не волнует. Идиоты, как и было сказано.
Ну, ладно, - уличные истероидные мадам и фрики, бог с ними, но где оппозиционные гиганты мысли? Не первый раз уже задаюсь этим вопросом – и даюсь диву: нету! Вчера они глодали любимую кость о кознях Путина, устраивающего себе пожизненное правление, сегодня с жадностью кинулись на брошенную новую и обсуждают хоромы Мишустина, завтра им подбросят ещё что-нибудь, - на отвлекаюшие маневры башни Кремля горазды, слов нет.
И вдруг – лучик: неудавшийся сменщик Явлинского, ныне просто член политкомитета партии «Яблоко» Митрохин написал в блоге на сайте «Эха Москвы», что прежде, чем устраивать пикеты и шествия с протестами по поводу намерений изменить Конституции неплохо бы подумать. Далее Митрохин вполне разумно замечает, например, что «среди предложений по изменению есть вещи, возражать против которых очень сложно. Например, утверждения Думой премьера и министров, расширение полномочий МСУ. Выступать против этого — значит тоже за» и предлагает сконцентрировать протест «не на всем пакете поправок, а только на том, что в нем неприемлемо».
По мнению Митрохина, упор надо сделать на трех вещах (далее – прямая цитата поста):
1. Изменение нормы о приоритете международных договоров. это напрямую затрагивает базовый механизм защиты прав человека — ЕСПЧ. И менять эту норму нельзя без Конституционного собрания и референдума.
2. Расширение полномочий Госсовета. этого тоже нельзя делать в обход КС и референдума.
3. Вынесение поправок на некое голосование, а не референдум. Это тоже антиконституционно,
В связи с этими пунктами протеста вполне естественна его повестка:
прежде, чем вносить поправки в Конституцию, требуем:
1. Принять закон о Конституционном Собрании, которого вот уже 27 лет требует Конституция;
2. Провести выборы в это собрание;
3. По итогам КС провести референдум».
Кто-то может возразить, пишет Митрохин, что выборы в КС будут сфальсифицированы, а само оно станет таким же карманным, как и нынешняя Госдума. Разумеется. это вполне возможно. Но если бы это было НАСТОЛЬКО просто, то не стал бы Путин обходить эту процедуру фигурой молчания, а Песков не запаниковал бы, услышав от журналистов вопрос про референдум.
Конституционная процедура изменений при нынешнем состоянии общества крайне сложна для путинского режима. Здесь на каждом шагу таится какая-нибудь засада.
«Сила вышеприведенных тезисов заключается, по мнению яблочника, в том, что они с одной стороны базируются на строго конституционной основе, а с другой — все же допускают возможность ее изменений».
Что сказать? Ключевой тезис понятен: к Основному Закону надо относиться со всем уважением и негоже удовлетворять назревший в обществе, как отмечает сам Путин, запрос на перемены кавалерийским наскоком, презрев очевидные для любого цивилизованного государства нормы. Конечно, это ломает заданный Путиным алгоритм действий (почему он так заспешил, остаётся загадкой), но зато минимизирует шансы на то, что в обозримом будущем утверждённые поправки будут признаны юридически ничтожными в силу нелегитимности процедуры принятия.
Процитированный блог был размещён 18 января, а 19-го «Интерфакс» сообщил, со ссылкой на пресс-службу партии, что в "Яблоке" сочли предложенные президентом поправки в конституцию "туманными и непонятными с юридико-правовой точки зрения" и создадут совет по разработке альтернативных поправок, которые будут «в ближайшее время» внесены на рассмотрение общества.
Итак, «Яблоко» рассматривает свои (ещё не сформулированные) поправки альтернативой путинским и – согласно пресс-службе партии - будет требовать референдума, на котором граждане смогут заявить, какие поправки в Конституцию они поддерживают: поправки гражданского общества - или поправки Владимира Путина. Нетрудно заметить, что это не совсем то – или совсем не то, - что предлагает Митрохин, и честно говоря, попахивает стремлением «словить хайп». Инициаторам заявления от лица партии стоило бы помнить, что политика – искусство возможного, и не занимать очевидно конфронтационную позицию по содержанию поправок, тем более, что далеко не факт, что «яблочные» будут лишены туманностей и «непоняток». Но в любом случае это содержательная инициатива. Посмотрим, как на неё отреагируют другие оппозиционные организации и движения. Будет жаль, если никак или выдвижением своих альтернативных пакетов. Пора бы уже демократам избавиться от комплекса Наполеона.
Юрий Алаев.