«Отцы» и «дети» разошлись в оценках, как должна закончиться СВО в Украине
19.07.2022 Общество

«Отцы» и «дети» разошлись в оценках, как должна закончиться СВО в Украине

Фото
соцсети

Мнения россиян о том, стоит России продолжать военные действия в Украине или сейчас стране важнее вести мирные переговоры, разделились поровну. За мирные переговоры и скорейшее прекращение огня высказывается большинство в группах до 35 лет. Таковы результаты июньского закрытого опроса ВЦИОМ об отношении россиян к «спецоперации», с которыми ознакомился The Bell.

Что случилось

В июне государственный ВЦИОМ провел закрытое исследование об отношении россиян к «специальной военной операции». Опрос под названием «СВО: Проблемные зоны» проводился по телефону на выборке 1600 респондентов. Итоги исследования рассматривались на одном из совещаний в администрации президента в 20-х числах июня, сообщил близкий к Кремлю собеседник. Результаты опроса в эти выходные также описало итальянское издание Corriere della Sera. Один из вопросов на прошлой неделе описала СМИ-иноагент«Медуза». Во ВЦИОМ The Bell сообщили, что не комментируют неопубликованные исследования.

  • Главный результат опроса — разделение ровно пополам мнений в ответ на вопрос о том, что для России сейчас важнее — продолжать военные действия на Украине или вести мирные переговоры. За тот и другой вариант ответа проголосовало по 44% опрошенных, еще 12% затруднились ответить на вопрос.
  • Другой вопрос социологов о будущем «спецоперации» звучал так: «Одни считают, что боевые действия на Украине необходимо остановить как можно скорее. Другие считают, что боевые действия сейчас останавливать не следует. Какая точка зрения вам ближе — первая или вторая?» Здесь большинство у сторонников продолжения войны: 57% против 30%, оставшиеся затруднились ответить.
  • К 22 июня доля тех, кто скорее поддерживает «спецоперацию», зафиксировалась на уровне 70% (вопрос в этом месяце задавали еженедельно, поддержка колебалась в пределах 1 п.п.). Доля тех, кто скорее не поддерживает СВО, составила 17%, еще 13% затруднились ответить.
  • Характерно, что на следующий день после объявления о спецоперации в ее поддержку высказывалось самое меньшее за время наблюдений ВЦИОМ число респондентов: 65%. Скорее не поддерживали войну по состоянию на 25 февраля 25% респондентов.

По возрастным категориям результаты опроса разделились так:

  • меньше всего СВО поддерживают в возрастной группе 18–24 года: 37% скорее не поддерживают, 38% — скорее поддерживают;
  • в группе 25–34 года это 26% и 50% соответственно;
  • 35–44 года — 18% и 72%;
  • 45–59 лет — 12% и 79%;
  • 60 лет и старше — 9% и 84%.

В разрезе групп медиапотребления:

  • среди тех, кто относит себя к активным телезрителям, 81% скорее поддерживает «спецоперацию» (доля тех, кто скорее против, — 11%);
  • среди активных пользователей интернета число сторонников СВО уменьшается до 45% (доля тех, кто скорее против, — 33%).

В разрезе самооценки материального положения:

  • среди тех, кто оценивает свое материальное положение как хорошее, — не поддерживают СВО 15%, поддерживают 75%;
  • как среднее — не поддерживают 17%, поддерживают 71%;
  • как плохое — не поддерживают 22%, поддерживают 61%.

На вопрос «Как Вы в целом относитесь к специальной военной операции на Украине?»:

  • 68% опрошенных ответили «скорее положительно» — и это самый высокий процент, которого удавалось достичь за все время опросов ВЦИОМ, начиная с февраля;
  • 18% опрошенных относятся к войне «скорее отрицательно» — самый низкий процент с февраля, когда показатель составлял 27%;
  • ответ «скорее безразлично» выбрали 5% респондентов;
  • затруднились ответить 9%.

В самой молодой группе респондентов ответы на эти вопросы распределились поровну: 37% на 37%, а 12% сообщили о своем безразличии. В группе 25–34 года соотношение составило 33% на 45%, а доля безразличных к войне — 11%.

Об этом говорят

Социолог Григорий Юдин призывает не забывать, что заказчиком подобных запросов для ВЦИОМ выступает администрация президента: «Результаты опросов воспринимаются людьми как выражение воли народа, поэтому ВЦИОМ будет показывать те результаты, которые укрепляют позицию его заказчика, а те, которые заказчику невыгодны, показывать не будет».

«Россияне в целом считают, что опросы проводит государство, и потому отвечают соответствующим образом. Огромное большинство не попадает в опросы — и ВЦИОМ (равно как и другие поллстеры) об этом не говорит, не сообщает уровень неответов, — объясняет Юдин. — Что касается тех, кто соглашается ответить, то в условиях войны, конечно, давление еще сильнее. Люди отлично чувствуют атмосферу — прямые вопросы о “поддержке” воспринимаются как требование проявить лояльность. ВЦИОМ тоже осведомлен об этом и потому задает также непрямые вопросы — например, вопросы о том, какой сценарий респонденты сочли бы более благоприятным сейчас. Такие вопросы создают меньше давления, дают более проблематичные ответы, и потому ВЦИОМ их не публикует».

Один из самых показательных выводов, которые можно сделать на основе опроса: молодые россияне настроены на прекращение войны, а их отношение к президенту в связи со «спецоперацией» и санкциями меняется не в лучшую сторону. Явный раскол между поколениями наблюдается по всем ключевым вопросам повестки уже несколько лет, отмечает Григорий Юдин: «Ядро поддержки политики Путина составляет старшее поколение, к которому в чрезвычайных ситуациях прибиваются средние возраста». независимый социолог Александра Прокопенко называет раскол между поколениями важным фактором: стабильность и устойчивость стареющих автократических режимов во многом зависит именно от поддержки со стороны молодежи.

Что мне с этого?

Споры о том, в какой степени можно доверять опросам, проводящимся государственными социологами в авторитарном режиме, можно вести бесконечно. Но, во-первых, другой социологии у нас фактически нет, а во-вторых, государство все же отчасти основывает свои действия, поглядывая на собственную социологию. Так, цифры ВЦИОМ могут свидетельствовать о том, что объявление мобилизации с такой долей недовольной молодежи могло бы привести к различным формам массового несогласия с «СВО», отмечает Александра Прокопенко.

Все подробности и цифры из закрытого опроса ВЦИОМ — в статье на сайте The Bell.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии