Россия стремительно вымирает. Четвертый год подряд смертность существенно превышает рождаемость. В этом году мы потеряли около 300 тысяч жителей, это население одного достаточно крупного города, такого как к примеру Мурманск, Подольск, Новороссийск или Тамбов. Речь идет уже не о вымирающих деревнях и селах, а о городах. Почему так происходит?
Демографическая проблема настолько остро стоит перед нашим обществом, что ее сегодня обсуждают повсюду и в Российской академии наук, и на различных семинарах экономистов и прогнозистов, где речь идет о развитии, так как не может быть никакого развития при вымирающем населении.
Тем не менее, находятся оптимисты, которые говорят, что ничего страшного здесь нет, мол это естественный процесс. Демографический кризис становится глобальным. На самом деле коэффициент рождаемости падает в совершенно разных странах – с разным укладом, уровнем жизни, государственным строем и религиями. Это и сытая, социально ориентированная Европа и мусульманская Турция и даже в ОАЭ или Бразилии рождаемость тоже падает.
Да, все так, но! В этих странах падает по разным причинам коэффициент рождаемости, но при этом и растет продолжительность жизни. Население Европы стареет, а не вымирает. А продолжительность жизни напрямую связана со здоровьем, системой здравоохранения, уровнем жизни и условиями труда. А что у нас? А у нас сегодня уже даже вице-премьеры правительства Голикова и Силуанов официально признают провал реформы здравоохранения. С каждым днем в стране учащаются протесты медиков, сопровождаемые массовыми увольнениями.
Здоровье
По исследованиям института социально-экономических проблем народонаселения уровень здоровья нового поколения хуже, чем уровень здоровья поколения предыдущего. Например, число абсолютно здоровых детей, так называемая 1 категория, за 30 лет снизилось с 49% до 12%. Снижается репродуктивное здоровье населения, по данным ВОЗ предельно критический пороговый показатель считается 15% бездетных семей. Переход через эту грань означает что медицинская проблема становится социально-демографической. Российское общество перешло эту черту в 2016 году и сейчас более 17% наших семей являются бесплодными. Среди молодых людей призывного возраста в 2018 году 20% оказались негодными к службе в армии.
За последние 30 лет по статистическим данным население стало платить все больше и больше за медицинские услуги, доля оплаты из личных средств медицинской услуги увеличилась с 19% до 40%, это при нашем так называемом бесплатном здравоохранении. А предельно критическое значение, согласно данным ВОЗ, считается 20 %, это предел, когда люди могут оплачивать медуслуги.
И действительно, вместо того, чтобы наращивать финансирование социальных сфер, благо цены на нефть это позволяют, наши власти наоборот сбрасывают с себя социальные обязательства, переводя бесплатные системы образования и здравоохранения в платные услуги. При этом, замечу, что несмотря на то, что государство планомерно избавляется от своих социальных обязательств, мы продолжаем платить налоги за то, чего нас по сути лишают.
Уровень жизни
По данным Росстата, в апреле текущего года половина россиян зарабатывала менее 35000 рублей в месяц. Более четверти россиян находится в группе бедных, а фактически живут за чертой бедности. Так называемая медианная группа является наиболее массовой и охватывает 45% наших сограждан, при этом стоит заметить, что медианный уровень составляет всего 15000 рублей, соответственно в эту группу попадают люди с доходом от 12000 до 30000 рублей. (Справочно: медиана – 15000 рублей, медианная заработная плата – это такое значение, при котором 50% работников получают зарплату ниже этого уровня, а 50% работников – выше.)
Одновременно с продолжающимся уже седьмой год подряд экономическим спадом, кубышка Фонда национального благосостояния пухнет с каждым днем. Абсолютно неадекватная политика денежных властей Минфина и ЦБ РФ привела к тому, что триллионы рублей изымаются из экономики и складируются. А ведь на эти деньги по словам экономиста Михаила Делягина, можно было заново отстроить страну, переоборудовать все больницы и поликлиники, обеспечить наконец учителей и врачей достойной заработной платой. Вместо этого растут налоги на бизнес, цены на тарифы ЖКХ, на бензин, а значит и на все продукты. Большая часть населения находится в постоянном стрессе ежедневного выживания и между тем родить ребенка и голодать вместе с ним, выбирают самому бы выжить. По оценке Минтруда, около 80% семей, находящихся за чертой бедности в нашей стране – это семьи с детьми.
Да, введение материнского капитала несколько улучшило показатели рождаемости, но все, кто хотел и мог иметь второго и третьего ребенка сделали это. Но сегодня и одного родить и вырастить для многих полных семей проблема, а что уж говорить о матерях одиночках. К тому же, наше правительство одной рукой дает материнский капитал, а другой отнимает у мам бабушек, увеличивая пенсионный возраст. Плюс к этому, поскольку людей предпенсионного возраста стало еще больше, а работы для них нет, то и содержание пожилых родителей государство планирует возложить на детей через обязательные алименты. И что тут будущей маме делать? От кого отказываться?
Жизненные приоритеты и ценностная ориентация
Численность женщин репродуктивного возраста в 2018 году наименьшая по сравнению со всеми предыдущими годами, начиная с 1990 года. Повысился возраст матерей при рождении детей. При этом у нас как было, так и осталось – 2\3 семей имеют всего одного ребенка. К 2020 году ожидается снижение количества детей до 8.3 миллионов. Большинство экспертов считает, что процесс депопуляции в нашей стране будет продолжен по крайней мере до 2030 года.
Да, оптимисты скажут, что численность женщин репродуктивного возраста мала потому, что был огромный провал рождаемости в 90-е и ситуация временная. А почему вдруг возник этот мощный провал? С 1992 года начался процесс депопуляции нашего населения, что само по себе уникально. В мирное время, когда мы не ведем военных действий, наша страна потеряла порядка 14 миллионов, что сопоставимо с потерями в ВОВ и это то, что говорит официальная статистика, а что на самом деле?
В 1991 году 148 миллионов человек вступило в новый мир. Коренное население по прогнозу должно было увеличиться до 178 миллионов, а уменьшилось до 125 миллионов, но с учетом миграции мы сегодня имеем порядка 143 миллионов. Данные о сверхсмертности мужчин трудоспособного возраста так же напоминают военные сводки. Общее количество людей за 30 лет, погибших от убийств и самоубийств, от алкогольных отравлений составляет примерно 3 миллиона человек. В результате всего этого сложилась опасность, что уже само население может перейти в разряд невозобновляемых ресурсов. И это все происходит в самой богатой природными ресурсами стране с малочисленным населением. Да при нормальном развитии мы должны прирастать как минимум на миллион человек в год.
И для этого у нас есть все основания. В отличие от развитых стран, большинство россиян по-прежнему придерживаются традиционных ценностей, ставя среди жизненных приоритетов на первое место создание семьи и рождение детей. Многие исследования утверждают, что именно ценностная ориентация находится на первом месте при определении демографического поведения. По социологическим данным, главным препятствием для рождения детей в России являются именно материальные и жилищные трудности.
Но и тут не стоит успокаиваться. Удары по институту семьи следуют один за другим. Не через ЛГБТ, так через ювенальную юстицию и законы о домашнем насилии в семье, который еще больше отвадит мужчин вступать в законный союз.
Миграция
Как мы видим из цифр, с помощью миграционного потока долго удавалось скрывать снижение численности коренного населения, но сегодня и миграционный поток уже не перекрывает высокой смертности россиян. Да и поток этот несет в себе не только плюсы, но и минусы. Давайте посмотрим откуда к нам приезжают люди? В основном это представители среднеазиатских бывших республик. К нам не возвращается русскоязычное население из европейских республик. Программа «Переселение» провалилась. Если посмотреть на карту миграционных потоков, то несложно отметить, что помимо того, что пустеют Сибирь и Дальний Восток, стремительно пустеют субъекты Северо-Западного и Центрального Федеральных округов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Речь идет о старой, обжитой, коренной европейской части России. За 30 лет эти регионы потеряли 20% населения. Мигрантов зовут и принимают там, откуда убегают местные, убегают не от хорошей жизни, а потому что там нет работы, нет доступного и качественного образования, медицины, кто же поедет на такие условия? Вот и выбирают жители бывших республик и их дети не Россию, а Европу, что кстати сказать, делают и многие наши соотечественники.
По данным Росстата в 2017-м из России эмигрировало 377,1 тыс. человек. В 2018-м уже 440 тыс. – еще один крупный город, можно сказать областной центр, такой как Севастополь или Тверь.
По результатам опроса «Левада-центр» 53% россиян в возрасте от 18 до 24 лет хотят переехать за границу на постоянное место жительства. Это максимальный показатель за последние десять лет. Молодые не видят здесь своего будущего, не видя будущего, уезжают сами и увозят детей, а те, кто остается отказываются от рождения детей и продолжения рода. Встает вопрос – Зачем?
В итоге мы имеем следующие риски: нарастающая деинтеллектуализация населения и риск изменения этнической структуры населения. К слову сказать, с 2007 года у нас официально прекращен сбор статистической информации с дифференциацией по этническим группам.
Все вышеперечисленное, можно заключить в простой вывод:
«Депопуляция, которую мы наблюдаем не естественна, она связана с негативными последствиями того неолиберального этапа трансформации, который длится 30 лет» — сказал доктор социологических наук Локосов В.В. в своем докладе на собрании РАН и я с ним полностью согласна.
Светлана Апполонова.