Москва. 4 декабря. INTERFAX.RU - Эксперты Всемирного банка (ВБ), оценив совокупный уровень благосостояния России в период с 2000 по 2017 года, пришли к выводу, что средний россиянин стал существенно богаче, но все равно сильно отстает от жителя развитых стран.
"Богатство" - один из критериев, при помощи которого ВБ стремится получить более качественную оценку экономики, нежели традиционная оценка ВВП. Богатство включает произведенный, человеческий и природный капитал, а также чистые иностранные активы.
"Типичный гражданин России в 2017 году был в 1,8 раза богаче, чем в 2000 году. Однако это значение составляет лишь около четверти от показателя богатства типичного жителя стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, объединяет 30 наиболее экономически развитых государств мира - ИФ)", - говорится в докладе ВБ.
Накопленный показатель богатства гражданина РФ составил около 8,9 млн рублей, или около $152,5 тыс. В период 2000-2017 гг. богатство на душу населения в России росло в несколько раз быстрее, чем в странах с высоким уровнем дохода, хотя эта динамика и начиналась с гораздо более низкой базы. "Вместе с тем, эти блестящие показатели роста богатства на душу населения были неравномерными. Высокие темпы роста, характерные для начала 2000-х годов, в последнее время снизились из-за застоя в росте человеческого капитала и сокращения нефтегазового богатства", - отмечено в докладе.
Проанализировав динамику двух показателей всеобщего процветания (рост доходов наименее обеспеченных 40 процентов населения и рост медианного дохода) в ВБ пришли к выводу, что "прирост общего процветания в России, который был весьма значительным в годы экономического бума (в нулевых - ИФ), в последние годы сокращался".
Доходы наименее обеспеченных 40% населения упали в период глобального финансового кризиса 2008-2009 гг., но затем быстро восстановились и начали расти, хотя и медленными темпами. Их рост остановился в 2012 году из-за ухудшения макроэкономических условий и падения цен на нефть. Затем, в 2012-2013 гг., в уровне доходов наблюдалась стагнация, за которой последовало снижение. Темпы роста медианного дохода также замедлились: после 9% в 2001-2008 гг., в 2009-2010 гг. они упали до 4,5%, а в 2010-2015 гг. - до 1,6%.
Человеческий капитал в России составляет самую большую долю совокупного богатства - 46% (в среднем по ОЭСР - 70%), доля произведенного капитала - 33%, природного - 20%.
"Для получения максимальной отдачи от богатства необходима государственная политика, направленная на изменение его структуры", - сказано в докладе. Там также отмечается, что "зависимость России от невозобновляемого природного капитала создает специфическую проблему развития, поскольку с "углеродным" богатством связаны растущие риски". Они обусловлены неопределенностью цен на ископаемое топливо в будущем и "крупномасштабными инициативами", призванными снизить зависимость мировой экономики от углеводородов, указывают эксперты ВБ.
Рекомендации ВБ по реформированию российской экономики
Из-за своей структуры активов российская экономика "оказывается уязвимой перед структурными последствиями международных, региональных и отечественных инициатив, призванных помочь в решении проблемы изменения климата, сохранить биоразнообразие, сократить масштабы загрязнения атмосферного воздуха, а также объёмы поступающего в окружающую среду пластика", предупреждает ВБ.
"Эти последствия могут принять форму технологий и стратегий, направленных на снижение спроса на ископаемые виды топлива, а также мер, ограничивающих доступ на рынок промышленной продукции, при производстве которой имело место существенное воздействие на окружающую среду", - говорится в докладе. Положительный пример - снижение объёмов выбросов углерода за счёт использования гидроэнергетики при производстве алюминия, которое "может в ближайшем будущем обеспечить продукции отрасли преимущество с точки зрения цен и доступа на рынок".
Важным условием для диверсификации экономики ВБ называет сохранение бюджетного правила. "Новое бюджетное правило существенно снизило влияние волатильности цен на нефть на экономику, и будет важно в дальнейшем воздерживаться от инвестирования средств Фонда национального благосостояния во внутренние активы", - сказано в исследовании.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе ВБ считает важным повысить размер акцизов на топливо и ввести дифференцированные ставки налогообложения с учётом социальных и экологических издержек, связанных с использованием топлива, а также рассмотреть возможность введения "углеродных налогов" или других механизмов взимания платы за выбросы углерода.
Среди мер, которые помогут улучшить показатели РФ в области человеческого капитала, авторы доклада называют наращивание потенциала университетского образования, повышение качества системы профессионально-технического образования, повышение роли первичной медико-санитарной помощи, включая диагностику и профилактику заболеваний.
Чтобы увеличить произведённый капитал, потребуется улучшить инвестиционный климат, пишет ВБ. "Это можно сделать путем создания равных условий для компаний, улучшения условий конкуренции и оптимизации нормативных требований", - сказано в докладе. Эксперты ВБ призывают бороться с картелями, особенно в сфере госзакупок, добиваться прозрачности при предоставлении мер господдержки и льгот.
UPD
Чем богата Россия
«Ведомости» опубликовали 5 декабря колонку главного экономиста Всемирного банка по России Апурвы Санги и старшего экономиста по охране окружающей среды ВБ Гленн-Мари Ланг, проясняющую принципы оценки уровня благосостоянии России.
Богатство связано с вашим регулярным заработком, т. е. с ежемесячным доходом, получаемым от работодателя или бизнеса. Чем больше заработок, тем вы богаче. Состоятельность же имеет отношение к стоимости всех ваших активов: сбережений на банковском счете, стоимости вашего жилья, автомобиля и т. д. Чем больше у вас таких активов, тем вы состоятельнее.
Разумеется, можно быть богатым и не имея состояния. Однако если вы не будете пополнять свои активы, то такая модель окажется неустойчивой. Поэтому ваше экономическое благополучие зависит как от вашего дохода, так и от состояния.
То, что применимо к вам как к частному лицу, применимо и к нации. Если брать в расчет исключительно национальный доход, т. е. ВВП, то такая оценка может ввести в заблуждение. Войны или стихийные бедствия увеличивают ВВП, поскольку расходы на восстановление учитываются в ВВП, однако это верно лишь в бухгалтерском смысле. Здравый смысл подсказывает, что подобные бедствия не способствуют улучшению благополучия тех, кого это затрагивает. Тем не менее и разработчики политики, и экономисты одержимы показателями ВВП. Возможно, это объясняется тем, что ВВП относительно легко поддается измерению. В нашем недавно опубликованном полугодовом «Докладе об экономике России» мы повысили прогноз роста российской экономики (до 1,2% в 2019 г., 1,6 и 1,8% в 2020 и 2021 гг.), что, несомненно, вызовет большой общественный интерес. Однако, как мы указывали выше, такие цифры могут ввести в заблуждение. При оценке динамики доходов следует также учитывать и изменение благосостояния. Но как можно измерить благосостояние нации – особенно такой большой и разнообразной, как Россия?
В тематическом разделе доклада «Насколько богата Россия?» мы попытались ответить на этот вопрос, впервые измерив национальное благосостояние России с 2000 по 2017 г. Благосостояние измеряется всесторонне и включает стоимость четырех видов активов: производительного капитала – зданий, мостов и объектов инфраструктуры России; человеческого капитала – накопленного опыта, знаний и навыков россиян; природного капитала – озер, лесов, почвы, воздуха, воды, нефти и газа, которые служат гражданам России источником различных услуг; иностранного капитала – чистой стоимости зарубежных активов, находящихся в собственности России.
Хорошая новость состоит в том, что в 2017 г. рядовой российский гражданин был в 1,8 раза состоятельнее, чем в 2000 г., при этом накопленное благосостояние составило примерно 9 млн руб. (или примерно $153 000). Плохая новость заключается в том, что эта цифра почти в 4 раза меньше показателя благосостояния рядового гражданина страны, входящей в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Еще один вопрос: как вы думаете, какой из четырех вышеперечисленных компонентов занимает наибольшую долю в показателе благосостояния России? Это точно не иностранный капитал – Россия не владеет таким количеством зарубежных активов. Может быть, это природный капитал? Ведь Россия обладает обширными природными ресурсами, о чем поется в знаменитой песне из советского кинофильма «Цирк» 1936 г.: «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек <...> от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей». Или, возможно, это материальный капитал? От сияющих небоскребов в Москве до объектов инфраструктуры, построенных на всей территории самой необъятной страны мира? Наверняка их немало в общей сложности?
Так вот: ни один из перечисленных вариантов не является верным. Правильный ответ – человеческий капитал, т. е. накопленный опыт, знания и навыки россиян, на долю которого приходится почти половина всего благосостояния страны. За ним следуют материальный капитал (примерно треть) и природный капитал (около пятой части). Для сравнения: в странах ОЭСР в общем показателе благосостояния на долю человеческого капитала приходится в среднем 70%, на производительный капитал – 28%, на природный капитал – 3%, а на чистый иностранный капитал – минус 1%.
И снова есть хорошая и плохая новости. Хорошая заключается в том, что за период с 2000 по 2017 г. человеческий капитал на душу населения увеличился на целых 80%, опередив темпы роста в странах ОЭСР и других странах – экспортерах сырья. Плохая же новость состоит в том, что средний ежегодный темп роста замедлился с 4,7% в 2000–2010 гг. до 1,8% в 2010–2017 гг. При таком темпе роста, в 1,8%, России потребуется почти 100 лет, чтобы приблизиться к среднему показателю ОЭСР. Чтобы увеличить благосостояние, России следует придерживаться ясного курса, а именно повышать отдачу от человеческого капитала и его долю в общем показателе благосостояния.
Повышение отдачи от человеческого капитала – особенно в сфере образования – касается как улучшения качества профессионально-технического и высшего образования по всей стране, так и повышения коммуникативных навыков российских учащихся, включающих три «К»: креативность, коллаборацию и коммуникации. Между тем остается загадкой, почему доля человеческого капитала в России (46%) в совокупном благосостоянии намного ниже показателя ОЭСР (70%) – ведь образовательные достижения России в некоторых областях даже выше, чем в ОЭСР. Так, например, доля работников с высшим образованием в общей численности занятых в экономике в России выше, чем в странах ОЭСР. При этом качество образования, которое оценивается с помощью некоторых стандартных глобальных тестов, соответствует уровню ОЭСР. Одно из возможных объяснений заключается в том, что россияне не получают достаточной отдачи от образования.
Увеличение доли человеческого капитала в общем показателе благосостояния потребует сокращения доли других компонентов. В России подходящим кандидатом для этого может стать природный капитал – особенно нефтегазовые активы, которые по-прежнему занимают значительную часть в общем благосостоянии страны. Углеродное богатство России, доля которого велика, сталкивается с растущей угрозой в виде будущей неопределенности цен на сырье и масштабных глобальных усилий по декарбонизации. Помимо этого, первоочередным приоритетом является улучшение качества управления лесами, что может повысить роль России как «экологического донора» планеты. Согласно приблизительным подсчетам, российские леса на протяжении всего жизненного цикла поглощают около 640 млн т CO2 в год, что составляет в эквиваленте примерно 30 000 млрд руб. (более $500 млрд).
В конце концов, природное богатство не вечно, и если Россия хочет упрочить его, то ей необходимо бережливо управлять им. Иначе погоня за богатством в ущерб благосостоянию может закончиться так же, как строительство замка на песке.