Время и Деньги
30.05.2006 Общество

Три века рода Апаковых

Появление в начале ХХ века современного, в европейском стиле, с явной претензией особняка среди скромной застройки мусульманской части города сразу же стало большим событием и долго поражало воображение местного татарского населения. Генеральский дом завершил формирование Юнусовской площади, архитектурный комплекс которой органично соединял в себе смелый шик модернизма и живую фантазию народного зодчества.

Так начиналось возрождение татарского аристократизма, драматично утерянного в период решительных реформ Петра Великого. Не случайно и то, что история этого памятника связана с прошлым знаменитой купеческой семьи Апаковых, составившей гордость и славу национальной коммерции и промышленности XIX столетия.

Апаковы - один из самых древних родов Старотатарской слободы Казани. Вероятно, его основатель был в числе первых жителей нового мусульманского поселения на берегу озера Кабан, возникшего сразу же после покорения Казани войсками Ивана Грозного. Как известно, право на землю и ведение торговли здесь получили, в первую очередь, представители тюркской знати, участвовавшие в завоевании Казанского ханства. Очевидно, что непростое, дворянское происхождение имел и легендарный Мухамед бин Апак аль-Казани, в середине XVII века числившийся среди служилых татар Старотатарской слободы. Два его сына - Юсуф и Абдулмет, несмотря на определенные конфессиональные ограничения начала XVIII века, сумели сохранить некоторые сословные привилегии. Первый из них в 1748 году даже имел собственных дворовых людей, мог продавать и приобретать крепостных крестьян. Однако впоследствии татарские мурзы не только лишились этих возможностей, но и потеряли формальный дворянский статус, полностью посвятив себя торговой и промысловой деятельности.

Из прямых потомков Юсуфа бин Мухамеда первых больших успехов на этой ниве добился праправнук Мустафа Апаков - Мустафа бин Муртаза бин Дауд бин Юсуф бин Мухаммед аль-Казани Апак, который, торгуя мануфактурой, сумел в начале XIX века создать неплохой задел для предпринимательской деятельности своих многочисленных потомков. После его смерти в середине двадцатых годов XIX столетия начатое дело продолжил его старший сын Исхак, ставший наследником отцовской лавки в Гостином дворе. Одновременно он участвовал в торговых операциях своей матери Махбубы Рафиковны и братьев Насыра, Хусаина, Мустафы и Хасана, сбывая на местном рынке кожи и сырье.

В период с 1825 по 1840 гг. предприниматель благодаря недюжинной коммерческой хватке, расчетливости и прозорливости сумел выбиться в число богатейших купцов Казани. Он основал собственное весьма успешное дело, отделившись от матери с братьями и выделив капитал своим старшим сыновьям - Абдрашиду и Мустафе. Потомки Абдрашида на протяжении всего XIX века продолжали торговать мануфактурой и входили в коммерческую элиту татарской Казани.

Сам же Исхак Апаков сколотил огромное состояние, вложив имевшиеся средства в текстильное производство. Ему принадлежала оборудованная по всем требованиям времени китаечная фабрика на Большой Мещанской улице (ныне ул.Нариманова), отличавшаяся высокой производительностью и качеством продукции. По всей видимости, предпринимательская деятельность купца отличалась завидной стабильностью и успехом. Достижения татарского промышленника по заслугам отмечались государством и обществом - он получал медали, почетные звания, избирался на различные выборные должности: в шестигласную городскую думу, Городским главой Татарской Ратуши. К концу жизни И.М.Апакова его капитал, по сведениям Ш.Марджани, оценивался в 1 миллион рублей.

Во второй половине XIX века дело преуспевающего отца продолжили четверо сыновей - Ибрагим, Исмагил, Шаехгаттар, Бахтигирей.

Самый старший из них - Ибрагим Исхакович Апаков (1821 - 1885) был тружеником, человеком, по-настоящему влюбленным в свою работу. Огромные средства, выручаемые от торговых операций в разных уголках Российской империи и Средней Азии, от сбыта мануфактурного товара в Казани, он вкладывал в городскую недвижимость. В 1866 г. купец построил по проекту архитектора П.И.Романова большой доходный дом на углу улиц Евангелистовской (ныне Татарстан) и Московской, где позднее разместились широко известные номера “Булгар” (ныне ул.Московская, 59/14). Кроме того, купцу принадлежали доходные дома в самых престижных и бойких местах губернского центра - Сенной площади (ныне ул.Московская, 72/10), Большой Проломной (ныне ул. Баумана, 54) и Малой Проломной улицах (ныне ул. Астрономическая, 12,13) и др.

У купца фактически не оставалось времени для занятия активной общественной деятельностью. На первый взгляд, он почти не проявлял себя в общемусульманских городских акциях. Однако авторитет среди единоверцев имел непререкаемый. Не случайно он был женат на дочери крупного и влиятельного российского чиновника, муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания Абдулвахида Сулейманова - Магубкамале Абдулвахитовой. Они вырастили единственную дочь Бибимарьямбану (1866 - ?), которую в 1884 г. выдали замуж за отставного генерал-майора Мухаметшафи Шамиля, сына известного борца за национальное освобождение народов Кавказа шейха Шамиля аль-Гали. Благодаря этому браку в Старотатарской слободе впервые поселился самый настоящий генерал, имевший значительные связи в самых высоких кругах Российской империи.

Естественно, для такого зятя и любимой дочери счастливый отец-миллионер был готов на все. Он подарил молодым свой лучший особняк на Екатерининской улице (ныне ул.Тукая, 74) с большим дворовым участком. Именно этот дом, названный казанцами “Домом Шамиля”, и был в 1903-1905 годах перестроен владельцами по проекту архитекторов Г.Б.Руша и Ф.Р.Амлонга в своеобразное “палаццо”, соответствующее высокому социальному статусу генеральской семьи.

К сожалению, счастье супругов было недолгим. В 1906 г. после неожиданной смерти мужа Бибимарьямбану, распродав все свое огромное недвижимое имущество, навсегда покинула Казань. Ее маленький дворец на Екатерининской улице перешел в собственность крупного предпринимателя, производителя кондитерских изделий Валиуллы Ибрагимова, который и оставался его владельцем вплоть до национализации.

Младший брат И.И.Апакова - Исмагил (1829 - ?) также значительно преуспел в коммерции, занимаясь исключительно прибыльной торговлей хлебом, операциями с недвижимостью и текстильным производством. Его жена Бибигайша Губайдулловна происходила из богатого купеческого рода Юнусовых и тоже являлась собственницей внушительного состояния.

Интересно, что семейство Исмагила Апакова вопреки обыкновению проживало не среди мусульман в Старотатарской слободе, а подобно русской аристократии и высокопоставленному чиновничеству - в верхней части города в огромном доме, в котором впоследствии разместилась Ксенинская гимназия (ныне ул.Лобачевского, 2/31). Как пишет известный исследователь истории казанского купечества Л.М.Свердлова: “По сведениям казанского краеведа Н.Я.Агафонова, И.И.Апаков был “образованный самоучка на русский барский манер”, любил пересыпать разговор “французскими фразами”. Он состоял действительным членом Императорского Казанского экономического общества, что предполагает не только материальную помощь обществу, но и практическую деятельность, направленную на развитие экономики края”.

К концу XIX века былая коммерческая мощь фамилии стала ослабевать, однако влияние Апаковых на духовную и культурную жизнь мусульманского населения по-прежнему оставалось значительным. Чета Шамиль, обосновавшаяся в апаковском особняке на Екатериниской улице, постепенно превратила эту часть слободы в центр кипучей общественной деятельности. Огромная роль в этом принадлежала сыну генерала от первого брака Загиду Шамилю, который, занимая должность чиновника по особым поручениям при казанском губернаторе, многое сделал для появления в городе Мусульманского благотворительного общества, организации первых любительских спектаклей на татарском языке. В 1907 г. уже в Москве он выпускал журнал “Тарбиятель Эфталь” (“Воспитание детей”), в котором отвественным секретарем работал его дальний родственник со стороны купцов Апаковых, молодой талантливый писатель Фатих Амирхан. Впоследствии Загид Шамиль стал одним из признанных лидеров мусульман всей России, организатором и руководителем Санкт-Петербургского благотворительного общества.

Интересно то, что в Казани Фатих Амирхан, получивший первый журналистский опыт под руководством Загида Шамиля, организовал редакцию молодежной газеты “Эль-Ислах” в доме Шакура Апакова, фактически напротив генеральского особняка. Здесь работали: Г.Тукай, С.Рамиев, В.Бахтияров и другие видные представители татарской интеллигенции.

Сегодня, к великому сожалению, мы почти потеряли исторический облик этого уникального городского квартала. Снесен дом Шакура Апакова, сильно обгорело бывшее домовладение С.Ш.Алкина (ул.Тукая,71), где в начале ХХ века находилось русско-татарское училище, разрушается флигель Татарской учительской школы (ул.Тукая, 73). Под реальной угрозой разрушения находятся памятники, связанные с именами писателя Гали Рахима (ул.Тукая,78) и революционера Хусаина Ямашева (ул.Тукая,79) и др. Очевидно, что “Дом Шамиля” вскоре останется одним из последних островков памяти о золотом веке татарской культуры, о замечательной династии Апаковых, когда-то давным-давно участвовавшей в основании тихо умирающей ныне Старотатарской слободы.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии