Визит Владимира Путина в Казахстан особых эмоций в России, как и следовало ожидать, не вызвал, насмотрелись мы на такие ритуальные визиты с открытиями “годов кого-то в России и России в ком-то”. На самом деле соседняя страна заслуживает очень большого внимания, поскольку имеет шанс в обозримой перспективе стать нашим конкурентом в борьбе за лидерство в СНГ.
До сего дня в качестве единственного потенциального противовеса России на постсоветском пространстве принято было рассматривать Украину. Основанием для этого служит сильный взаимный психологический комплекс хохлов и москалей, а главное - высокий демографический, экономический, военный потенциал Украины, хоть и значительно уступающий российскому, но все же не в такой степени, как в случае с другими государствами Содружества.
Киев и сам пытался быть противовесом. Самым ярким проявлением этого стало создание внутри СНГ антироссийского блока ГУУАМ. Однако все сложности переходного периода (развал экономики и силовых структур, повальная коррупция во властных органах и т.п.) в Украине проявились в полной мере, причем в формах гораздо более уродливых и гипертрофированных, чем в России. Поэтому никаким реальным противовесом Украина не стала. Тем не менее Москва продолжает внимательно следить за Киевом, не замечая рывка Астаны.
Казахстан в отличие от Украины входит во все пророссийские “клубы по интересам” внутри СНГ (ЕврАзЭС, Таможенный союз, ОДКБ и др.), считаясь одним из наиболее надежных наших союзников. При этом у нас до сих пор не осознали, что Нурсултан Назарбаев - единственный, пожалуй, президент в СНГ, имеющий четкую стратегию развития своей страны.
Перенос столицы из Алма-Аты в Астану был воспринят в России в худшем случае как восточное самодурство, в лучшем - как способ “перетряхнуть” элиту. В действительности цель заключалась в изменении демографического баланса на севере Казахстана, который в начале 90-х был почти русским, поэтому имел тенденцию к отпадению. Теперь ситуация изменилась коренным образом, казахов на севере страны стало больше, чем русских.
Авторитарный стиль правления Назарбаева ничего необычного для СНГ не представляет, но Казахстан, видимо, единственная республика бывшего СССР, где авторитаризм не стал самоцелью, а используется для реализации радикальных экономических реформ. Если в России нынешнее “укрепление вертикали власти” сводится к ликвидации имевшихся элементов демократии, а разговоры о реформах так и остаются разговорами, то в Казахстане практически все основные реформы, включая наводящие на Кремль и Белый дом священный ужас реформы ЖКХ и естественных монополий, уже проведены и начали давать положительный эффект.
Казахстанская экономика демонстрирует высокие темпы экономического роста, причем это не чисто нефтяной рост, характерный для России, и уж тем более не советский рост, когда предприятия работают не на потребителя, а на склад, как это было в конце 90-х в Белоруссии. Конечно, по абсолютному объему ВВП Казахстан нас догнать пока не способен, а вот по уровню жизни может обойти уже в ближайшие годы.
Не исключено, что он будет постепенно отнимать у России роль центра притяжения трудовой миграции из других государств СНГ. Более того, туда поедут работать, а может, и жить граждане нашей страны. Союз России и Казахстана в такой ситуации был бы гораздо перспективнее российско-белорусского. Но только Астана в гораздо большей степени имела бы основания говорить о равноправии с Москвой, чем Минск, до сего дня остающийся наглым нахлебником. Россия не может грозить Казахстану “перекрытием крана” (у него своих нефти и газа достаточно) или рассказывать сказки о славянском братстве.
Рядом с нами вырастает новый центр силы, и с этим придется считаться.
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии