Время и Деньги
26.07.2010 Общество

Из тех, которых не брали в плен

Для 85 лет бывший десантник Павел Кузьмич Клетнев выглядит замечательно: худощав, строен, даже молодцеват. Кирпичный дом на окраине Казани, на шести сотках - удивительный сад: черешня, грецкий орех, виноград. И о саде, сыновьях, внуках и правнуках Павел Кузьмич расположен говорить куда больше, чем о годах войны.

Черная речка

Ученика слесаря Казанского авиационного завода призвали в армию в августе 1942 года. Как положено, сходил в родную деревню - Рогозино Лаишевского района, попрощался с родителями. В полковой школе в Горьковской области обучили, как управляться с пушкой-"сорокапяткой". На Урале - другая учеба - навыкам обращения с американскими тракторами. Как услышали, что дальше отправят в блокадный Ленинград, немного приуныли… Дислоцировавшийся на Черной речке 1106-й артиллерийский полк занимался контрбатарейной борьбой - засекали и обстреливали орудия немцев. Те тоже в долгу не оставались. Так перемещались по всему Ленинградскому фронту.

- Павел Кузьмич, что чувствуешь под артиллерийским обстрелом?

- Это действительно страшно! Помню, как это было в первый раз. Стоял на посту, и тут нас накрыли, я с перепугу упал где стоял. Потом сквозь грохот слышу ругань старшины - кричал мне, чтобы я бежал в землянку, - все-таки пять накатов. А под Ленинградом-то - сплошь болота, поэтому, если не вели стрельбу, распорядок жизни был такой: два часа таскаешь воду из землянки, два часа стоишь на посту, два часа спишь, два часа драишь трактор. Когда я потом увидел белые простыни, нормальную подушку, думал - что в рай попал!

- Как вновь оказались на Большой земле?

- В апреле 1943 года самых грамотных (а у меня ведь было почти восемь классов) отправили на офицерские курсы под Свердловск. На сборном пункте в Ленинграде выдали новенькое обмундирование и отправили по Неве, через Ладогу, на Большую землю. Кругом - ад кромешный, бомбы падают, дети плачут, женщины кричат, паровоз лежит на боку и горит, а мы радуемся: "Прощай, блокада!" В училище приняли примерно половину из прибывших - тех, кто сдал экзамены по математике и русскому языку. Впервые мне выдали два комплекта обмундирования - рабочее и выходное. И совсем чудно - стали давать масло и белый хлеб. Но через два месяца такой сказочной жизни приказ - перевести нас в воздушно-десантные войска. И не мы одни были такие.

Всех румын - кормить

- Вам объяснили, зачем?

- Сталин начал третье формирование ВДВ. Первое, еще довоенное, и второе погибли. Нам рассказали, что еще в 1941 году под Вязьму, в тыл врага, бросили 11 тысяч десантников. Они, конечно, потрепали фашистов, но и потери у них были большие. Мы попали в 8-ю бригаду 9-й гвардейской воздушно-десантной армии, в город Тейково Ивановской области. Каждый день занятия: прыжки, диверсионная подготовка, минное дело и прочее. Опять стал дружить со старой знакомой - "сорокапяткой". Летом 1943 года всех знающих шоферское ремесло повезли в Коломну - учиться ездить на "виллисах". Потом дивизию бросили в Калининскую область и начали готовить к заброске. Но последовал отбой, якобы из-за того, что неудачными оказались десанты, которые забрасывали из-под Сум. Нас перевели в пехоту и в 1944 году из Калинина перебросили в Белоруссию, в Слуцк. Оттуда только что вышибли немцев - помню, на туалетах было написано: "Только для немцев".

- А с союзниками немецкими встречаться доводилось?

- В Австрии, куда мы вступили в январе 1945 года. Поначалу стояли в запасе, отъедались. Нигде столько я потом не ел: колбасы, сало, копченое мясо, консервированные овощи, фрукты и вино. Затем - наступление. Вот были бои! Мой земляк и однополчанин Прокопий Гашин бросился с гранатой под "Тигр" и погиб. Но немец уже был не тот… А румыны сдавались целыми подразделениями. Поднимут руки, кричат: "Антонеску…" и дальше - одно нехорошее слово. Была команда - всех румын кормить, и наши повара замучились им готовить.

Белая страна

- Как в освобождаемых странах встречало русских гражданское население?

- В Австрии нас жутко боялись. Немцы распространяли слухи, что русские с рогами и хвостами, будут жечь и есть австрийцев. В памяти сохранился интересный зрительный образ Австрии - страна была буквально белая от наших листовок и от их белой ткани: простыни, наволочки, полотенца - "Сдаемся!" В моей жизни было так бело только в Ленинградской области, когда немцы разбрасывали листовки с призывами переходить на их сторону... А о Победе мы услышали 8 мая, когда стояли в чешском городке Знаймо. Устроили солдатский пир!.. А демобилизовался я все же десантником - нас вернули в состав ВДВ.

- В казанском Союзе десантников, говорят, без вас не проводят ни одного мероприятия…

- Ребята хорошее дело затеяли - воспитывать детишек. По мере сил помогаю.

- Встречаете ли вы десантников - участников войны?

- Знаю, что в республике есть несколько человек. Несколько лет назад увидел одного на Дне ВДВ, и все. Да и откуда нас должно много остаться? Ведь немцы десантников в плен не брали.
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии