Корзина рублей
27.09.2023 Финансы

Цифровой рубль: о чем молчит ЦБ

Фото
Игорь Шапошников

Банки и часть их клиентов уже тестируют реальные цифровые рубли, широкое обращение которых должно начаться в начале 2025 года. Для граждан прямых рисков нет, а вот для банков вполне реальны проблемы с фондированием и, как следствие, с кредитованием, пишет корр. журнала «Эксперт» Алексей Долженков, уточняя то, о чём надо помнить и бизнесу, и гражданам: ЦР – средство платежа, но не накопления. 

Через два года цифровой рубль (ЦР) станет частью нашей повседневной жизни. Первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова на онлайн-уроке для школьников «Эволюция платежей: от наличных до цифрового рубля» подтвердила, что ЦБ хочет запустить цифровой рубль в нашу повседневную жизнь уже с начала 2025 года. О 2025 годе говорилось (без указания точной даты) и в августе, когда начинались пилотные операции с реальными ЦР. Однако ситуация складывается довольно интересная: определенности в отдельных вопросах становится все больше, а вот детальной информации о цифровом рубле все меньше и меньше.

На предыстории подробно останавливаться мы не будем, так как с момента начала обсуждения концепции уже многое успело поменяться. О ней можно прочитать в статьях «Цифровой рубль уже здесь» («Эксперт» № 16 за 2023 год) и «Очень медленный цифровой рубль» («Эксперт» № 20 за 2021 год). Сейчас с момента начала пилота прошло уже больше месяца, поэтому можно оценить первые результаты и с учетом новых вводных немного заглянуть в будущее.

Вторая третья форма

ЦБ называет цифровой рубль третьей формой российской национальной валюты, которая выпускается в дополнение к наличной (банкноты и монеты) и безналичной (деньги на счетах в банках). При этом в законодательство ЦР внесен не как отдельная третья форма, а как подвид безналичной формы. В обновленной версии Гражданского кодекса РФ в статье 128 «Объекты гражданских прав» упоминаются имущественные права (включая безналичные денежные средства, в том числе цифровые рубли), а в статье 140 «Деньги (валюта)» написано, что платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов, включая расчеты цифровыми рублями. В новом законе о цифровом рубле (вступил в силу с 1 августа 2023 года) тоже ни о каком отличном от безналичного рубля статусе не говорится. 

В новом законе есть и другие интересные моменты. В частности, упоминается исключительно счет ЦР, а не цифровой кошелек. Есть и другие формулировки, из которых можно сделать вывод, что цифровые рубли являются полным аналогом безналичных. Более того, есть шанс, что пока ЦБ сдал назад в самой чувствительной части — прослеживаемости цифровых рублей. По крайней мере, из всех новых документов ЦБ и законопроектов исчезли упоминания уникальных цифровых кодов каждого отдельного ЦР. А зампред ЦБ Алексей Заботкин на форуме «Цифровые финансы: новая экономическая реальность» пояснил, что возможность «окрашивания» будет рассмотрена на более поздних этапах продвижения цифрового рубля.

Однако в документации к пилоту, где описывается взаимодействие финансовых посредников (банков) и ЦБ, помимо прочего есть «Заявка ФП на выпуск ЦР в обращение» и «Заявка ФП на изъятие ЦР из обращения» — не об уменьшении остатка, а именно об изъятии, что с большой долей вероятности означает, что у каждого цифрового рубля все-таки есть уникальный идентификатор. Более того, в этих же документах довольно много различных запросов, связанных с самоисполняемыми сделками, что наводит на подозрения о наличии функционала cмарт-контрактов, который очень тесно связан с технологиями распределенных реестров (блокчейн). Официальная же информация о технологических особенностях реализации ЦР отсутствует.

Интересный штрих к этой картине добавляет то, что Банк России недавно опубликовал информационно-аналитический доклад «Токенизированные безналичные деньги на счетах в банках». Напомним, что ранее токенизация безналичных денег предлагалась в качестве замены введению ЦР. Конечно, этот доклад всего лишь анализ мировой практики и попытка просуммировать ведущиеся дискуссии, а не предложения самого ЦБ для публичного обсуждения, но раньше Банк России вообще отказывался говорить на эту тему.

Пилот с реальной цифрой

Как рассказали «Эксперту» в пресс-службе Банка России, сам пилот продвигается по плану — продолжается тестирование всех предусмотренных для этого этапа операций: открытие и пополнение цифровых кошельков, переводы между гражданами, оплата покупок по QR-коду, простые автоплатежи. «В данный момент Банк России вместе с другими участниками пилота сосредоточен на клиентском опыте (важно, чтобы он был максимально удобен), прохождении всех этапов бизнес-процессов, выявлении областей, которые требуют доработки и совершенствования», — пояснили в ЦБ.

Похоже, в этот раз в Банке России учли не очень удачный первый опыт внедрения Единая биометрической системы: слишком ограниченные функции и не особо удобный для клиента процесс авторизации не способствовали ее популярности.

Раз уж людям привычно и удобно пользоваться мобильными приложениями банков, встраивание туда же цифрового рубля — вполне логичный ход для его популяризации. Более того, вполне успешный опыт внедрения СБП показал, что эта стратегия работает.

В следующем году перечень операций для тестирования ЦР пополнится сценарием оплаты по динамическому QR-коду, переводами между юридическими лицами, кроме того, будут расширяться шаблоны простых автоплатежей.

Всего в пилоте, который начался 15 августа, принимают участие 13 банков и небольшая часть их клиентов — как юридические лица, так и физические. Участвуют: Альфа-банк, «Дом.РФ», Ингосстрах Банк, ВТБ, ГПБ, Киви Банк, «Ак Барс», МТС-банк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, «Синара», Росбанк и ТКБ-банк. Что весьма интересно, в списке отсутствуют Сбер и «Тинькофф», которые участвовали в ранних этапах тестирования. «Эксперт» опросил банки участники, но ответили далеко не все из них; оценками же финансовых аспектов (насколько дорого запускать пилот) не поделился никто.

В пресс-службе Промсвязьбанка рассказали, что банк первым на российском рынке начал пилотирование операций для физических и юридических лиц с реальными ЦР. В частности, предприниматель — клиент ПСБ, работающий в сфере онлайн-образования, открыл электронный кошелек, создал QR-код и передал его покупателю для последующей оплаты услуг. Всего участники пилотной группы ПСБ открыли более 40 цифровых кошельков и успешно совершили несколько тысяч переводов и несколько сотен оплат по QR-коду с использованием цифрового рубля. «Первые результаты тестирования показали заинтересованность и бизнеса, и физических лиц в цифровом рубле как удобном инструменте расчетов», — сообщают в ПСБ.

В ВТБ рассказали, что проводили тестирование операций с цифровым рублем в мобильном приложении «ВТБ Онлайн» с участниками фокус-группы, сформированной из числа сотрудников банка. В ВТБ уже протестировали открытие счетов в ЦР в режиме реального времени, переводы между физлицами, а также оплату цифровыми рублями товаров и услуг с помощью QR-кода.

В Росбанке тестирование также проводят с участниками фокус-группы. Участники уже имеют возможность открыть счета цифрового рубля, получив доступ к его платформе через системы дистанционного банковского обслуживания банка (напомним, ЦР хранятся на счетах специальной платформы Банка России), пополнить указанные счета цифровыми рублями, переводить ЦР между физлицами и покупать реальные товары. В пресс-службе Росбанка утверждают, что клиенты, принимающие участие в пилоте, высоко оценивают удобство доступа к платформе цифрового рубля через дистанционное банковское обслуживание Росбанка, а также высокую скорость выполнения операций и понятный интерфейс. Говорить о прикладных аспектах внедрения ЦР в Росбанке пока считают преждевременным, так как процесс находится на стадии тестирования и необходимо дождаться результатов этой фазы.

В МТС-банке рассказали, что у них тестированием занимается группа сотрудников. Помимо стандартных операций по открытию кошельков, переводам и платежам уже удалось осуществить обмен цифровых рублей из безналичной формы в наличную, проверить работу историй операций и корректности отражения баланса цифрового счета.

Что интересно, в МТС-банке уже задумываются о том, какие продукты с использованием цифрового рубля они могли бы предложить своим клиентам в дальнейшем, опираясь на опыт, который банк получает в ходе пилотирования.

В банковской группе «Синара», как рассказал директор по инновациям Виталий Копысов, в настоящее время операции с ЦР проводятся в режиме friends & family. Уже есть успешный опыт, когда клиент оплатил услугу цифровым рублем через приложение банка «Синара», а предприниматель сразу получил деньги на счет в цифровых рублях в Делобанке. В качестве преимуществ ЦР для клиентов директор по инновациям банка «Синара» выделил следующие: физлица смогут переводить деньги без комиссии, бизнес также получит быстрые, безопасные и удобные платежи, компании смогут быстро рассчитываться с контрагентами и запускать смарт-контракты для оплаты услуг поставщиков.

Пилот с цифровым рублем — это тестирование таких операций, как открытие и пополнение цифровых кошельков, переводы между гражданами, оплата покупок по QR-коду, простые автоплатежи

После пилота

Банки, особенно участвующие в тестировании, ожидаемо не хотят публично обсуждать риски внедрения цифрового рубля. Сделаем это самостоятельно, но сначала стоит обратить внимание еще на два момента. Во-первых, цифровые валюты центральных банков (ЦВЦБ) и ЦР в частности позиционируются как способ совершения трансграничных платежей. Однако для того, чтобы это работало, нужно, чтобы другая страна признала цифровой рубль законным средством платежа на своей территории и чтобы юридические лица в этой стране могли без проблем открывать цифровые кошельки в российских банках, а также чтобы цифровые рубли были им зачем-то нужны. Многие из этих проблем могут быть сняты за счет создания международных бирж ЦВЦБ, но пока переговоры об этом ведет только Китай, и то только с очень ограниченным числом своих азиатских партнеров.

Во-вторых, цифровой рубль изначально позиционировался в числе прочего как средство для проведения «окрашенных» бюджетных трансфертов. «Окраску» отложили, но прослеживаемость бюджетных платежей, которую получат ЦБ и Казначейство, все еще остается желаемой целью. Напомним, что прямой доступ к своему счету цифровых рублей будет только у Казначейства. Тут как раз и возникает проблема. В первом квартале Казначейство заработало для бюджета в результате размещения временно свободных средств единого казначейского счета 96 млрд рублей, во втором квартале еще 100 млрд рублей — казна размещала эти деньги в банках и на денежном рынке под процент. Использовать же цифровой рубль для выдачи кредитов, размещения на депозитах или для операций на денежном рынке нельзя по определению. Так что либо временно свободные бюджетные деньги останутся безналичными, либо бюджет лишится доходов от их размещения.

Что касается рисков, то самых крупных прослеживается два. И оба они проистекают из того факта, что ЦР — средство платежа, но не накопления.

Во-первых, банки и другие финансовые посредники лишатся части комиссионных доходов из-за того, что платежи и переводы цифровых рублей для физических лиц полностью бесплатны, а для юрлиц комиссии даже ниже, чем через СБП. С 1 января 2025 года, предположительной даты введения широкого хождения цифрового рубля, тариф для бизнеса по расчетам такими рублями составит 0,3% от суммы платежа (но не более 1500 рублей), для компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, — 0,2%, но не более 10 рублей, комиссия за переводы между юридическими лицами — 15 рублей за операцию.

Для понимания масштаба предполагаемых потерь: в 2022 году чистые комиссионные доходы всего банковского сектора составили 1,6 трлн рублей. Да, комиссионные доходы в 2022 году банки получили уже с учетом того, что доля СБП в платежах и переводах активно растет, а там комиссии тоже невелики — 0,4‒0,7%, а переводы для физических лиц в рамках определенной суммы в месяц и вовсе бесплатны. Однако терять деньги не хочет никто.

Во-вторых, цифровые рубли не учитываются в пассивах банков (ведь ЦР размещены на платформе Банка России). Соответственно, банкам станет сложнее выполнять нормативы достаточности капитала, а нормы резервирования станут более чувствительными. На предположение о возможных проблемах с фондированием в ЦБ в аналитической записке «Что изменится для банков и их клиентов с введением цифрового рубля» возражали, что банки смогут сокращать объем депозитов в Банке России либо заимствовать ликвидность у Банка России по ставке, близкой к ключевой, в рамках недельных аукционов репо; банки также могут поднять ставки, вплоть до уровня рыночных, по высоколиквидным пассивам.

Допустим, это сработает, но что тогда будет с кредитованием? В ЦБ считают, что, выдавая кредиты, банки ориентируются на рыночную стоимость фондирования, а не на стоимость пассивов. Соответственно, в условиях конкуренции между банками и неизменности процентных ставок денежного рынка кредиты не должны стать дороже. Нам же кажется весьма сомнительным, что при снижении доступа к пассивам или их удорожании банки не захотят переложить это бремя на клиентов. А в результате либо объемы кредитования снизятся, либо ставки вырастут, а скорее всего это произойдет одновременно. Конечно, в руках Банка России остается много инструментов для влияния на кредитную политику банков помимо ключевой ставки. При необходимости ЦБ вполне может снизить нормативы по капиталу или по обязательному резервированию.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии