Фикус под пленкой
11.01.2025 Финансы

Без паники: заморозки вкладов не будет

Фото
соцсети

В последние дни новогодних каникул в информационном пространстве стали активно появляться сообщения о том, что финансовые власти планируют посягнуть на банковские вклады россиян. В числе причин «грядущей» заморозки указываются якобы имеющие место чаяния ЦБ обуздать таким образом инфляцию, которая все никак не откатится к таргетному уровню, да нехватку денег на бюджетные расходы. Насколько вероятна «заморозка», корр. журнала «Монокль» Ирина Сидорина спросила экспертов. 

«Вброс»? «Раскачивание лодки»? «Игра на фантомных болях девяностых»?

Все эти определения вполне соответствуют действительности. Россияне, неоднократно обжегшись на молоке в те самые девяностые, действительно нервно реагируют на подобную информацию, дуя даже не на воду – на сугробы. Однако просто так от подобной дезинформации не отмахнуться. Скажем, вбросы о несостоятельности финансовых организаций в далеком 1929 году в США стали самосбывающимся пророчеством, запустившим разорение банков во время Великой депрессии. 

Так что и такие «шитые белыми нитками» новости стоит разложить по полочкам, аргументированно разобрав даже самые невероятные тезисы. Это и сделали опрошенные «Моноклем» эксперты.

Не довод против инфляции

В некоторых телеграм-каналах заморозку вкладов граждан называют альтернативой повышению ключевой ставки, якобы прорабатываемой Центробанком. В самом ЦБ эту версию назвали «бредом», Минфин с позицией коллег согласился – об этом также сообщают блогеры, но на этот раз компетентные в тех вопросах, о которых пишут. 

«Рост вкладов граждан в банках как раз является отражением проводимой Центральным Банком денежно-кредитной политики: высокие ставки стимулируют людей наращивать сбережения, что в итоге будет приводить к снижению инфляционного давления», – приводит комментарий финансового ведомства канал «Лапша Медиа» (фактчекинговый проект АНО «Диалог Регионы»).

«Непонятно, как замораживание вкладов может соответствовать интересам правительства по борьбе с инфляцией. Если говорить об инфляции спроса, то очень отдаленно. И при снижении ставки эти вклады не высвободятся и не смогут разогнать рост потребления и рост стоимости товаров», – рассуждает начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», к.э.н. Олег Абелев, – «Но по факту сейчас в России инфляция не спроса, а предложения. Производственные мощности заполнены почти на 90%. Производители перекладывают растущие затраты в цены. И при такой ситуации сомнительно, что заморозка вкладов будет способствовать интересам борьбы с инфляцией».

Аналитик отмечает, что в перспективе при смене трендов начало снижения ставок будет способствовать высвобождению финансовых ресурсов из фондов денежного рынка в облигации и акции. Однако напрямую на инфляцию это не повлияет.

Бюджет сойдется без вкладов

Второй аргумент, используемый авторами сообщений о потенциальной заморозке вкладов, это необходимость финансирования расходов бюджета. И это при том, что в конце 2024 года глава Минфина Антон Силуанов неоднократно указывал на то, что особенность финансового плана 2025 года — в сбалансированности доходов и расходов.

«На 2025 год достаточно жесткий бюджет. Он имеет, во-первых, дефицит 0,5% ВВП, а во-вторых, он сбалансирован на первичном уровне. В нынешних условиях это дорогого стоит», – заявил министр на форуме «Россия зовет!».

«Федеральный бюджет на 2025 год запланирован с дефицитом, однако достаточно небольшим – 1,17 трлн руб., что соответствует 0,5% прогнозируемого объема ВВП», – уточняет заместитель начальника отдела аналитических исследований ИКСИ, к.э.н. Вера Кононова, – «Для сравнения, в 2023-2024 годах отношение дефицита бюджета к ВВП было в несколько раз выше (1,9% ВВП и 1,7% ВВП соответственно). Этот дефицит запланирован с учетом дополнительных поступлений в бюджет, главным источником которых является налоговая реформа 2025 года».

Аналитик ИКСИ напомнила, что предполагаемые дополнительные доходы бюджета, получаемые в результате изменений налогового законодательства и повышения неналоговых платежей, составят более 3,5 трлн руб.

При этом риск того, что запланированные доходы не поступят в казну, отчасти нивелируется сокращением нефтегазовой составляющей в общем объеме.

«Бюджет все в большей степени опирается на доходы, не относящиеся к нефтегазовым, что несколько снижает риски, связанные с мировыми ценами на энергоносители (хотя и не устраняет их полностью). В то же время доходы бюджета будут в большей степени зависеть от темпов роста экономики, что указывает на необходимость продолжения политики поддержки экономического роста», – уточняет Вера Кононова.

Но что будет, если денег все-таки не хватит? Ведь в период высокой турбулентности и «черных лебедей» ничего нельзя исключать. По мнению экспертов, у российских финансовых властей хватает инструментов для решения таких проблем без обращения к средствам граждан.

«Основным источником покрытия дефицита бюджета в 2025 году, как и в предыдущие годы, будет выпуск гособлигаций. Финансирование дефицита за счет госзаимствований, безусловно, имеет свои риски – это и увеличение госдолга, а в текущих российских условиях – еще и высокая стоимость его обслуживания. Однако при всем этом долговая нагрузка на федеральный бюджет РФ останется весьма невысокой по мировым меркам. По оценке Минфина, в 2025 году внутренний и внешний госдолг РФ суммарно будет соответствовать 16,5% ВВП, что значительно меньше, чем во многих странах Европы и Азии», – рассуждает Вера Кононова.
«С учетом того, как мощно провел заем Минфин на рынке в конце года, предложив флоатеры почти на 2 трлн рублей, пока ставки высокие, у Минфина есть возможность привлекать деньги через выпуск флоатеров», – добавляет Олег Абелев, – «Когда ставки пойдут вниз, придется задействовать ФНБ. Если ФНБ будет полностью выбран, а ставки будут снижаться, тогда возможно усиление налогового пресса на крупнейших налогоплательщиков. Но и здесь непонятно, какое это имеет отношение к заморозке вкладов».

«В целом, данная ситуация выглядит вполне сбалансированной и управляемой, и вряд ли требует принятия каких-либо новых мер в отношении доходов бюджета», – резюмирует Вера Кононова.

Вкладчики под защитой

Помимо языка цифр, на котором можно привести аргументы против «теории заморозки», есть еще и буква закона. Принять решение о заморозке не могут ни ЦБ, ни Минфин.

«Вклады граждан в российских банках защищены законами и никакие кулуарные ведомственные решения не могут изменить эту ситуацию и нарушить права людей», – ставит точку в дискуссии Минфин.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии