«Газпром» впервые признал, что восстановить «Северные потоки» будет сложнее, чем проложить заново. А если так, то и строить газопровод лучше не в Балтийском, а в Черном море. Но насколько лучше и вообще, есть ли в этом экономический смысл? Ситуацию рассмотрел зам главного редактора The Bell Сергей Смирнов.
Предправления «Газпрома» Алексей Миллер в интервью «Первому каналу» впервые оценил тяжесть повреждений труб «Северных потоков» взрывами. Доступа ни к месту взрывов, ни к расследованию России не дают. Но судя по скорости потери давления произошел полный разрыв трубы, и она «на очень большое расстояние» заполнена морской водой.
- Уже одно это ставит крест на восстановлении газопроводов. Морская вода в трубе означает коррозию на сварных стыках труб, даже несмотря на защитное и антифрикционное покрытие на большей части их внутренней поверхности. Дать гарантию, что заржавевшие стыки выдержат рабочее давление в 200 атмосфер, невозможно. На всем 1200-км ходу газопроводов под водой нет ни одного затвора или выхода на поверхность, что не позволило «отсечь» заведомо исправный участок трубы.
- Миллер указал и на иные технические сложности. Во-первых, поднять для ремонта полую трубу — одно дело, «и другое дело, когда она на сотни километров заполнена морской водой. Это совершенно разные и технические, и технологические задачи». Во-вторых, для перекачки газа придется строить новую станцию под российские турбины, чтобы не попасть под санкции.
- Предварительные расчеты показали, что «гораздо быстрее можно построить все заново», констатировал предправления «Газпрома». Вопрос в том, желают ли этого «наши европейские партнеры», не говоря о регуляторных, санкционных, юридических и экономических трудностях.
- Зато желание принимать российский газ есть у неевропейских партнеров, считает Миллер, участвовавший в диалоге президента Владимира Путина с президентом Турции Реджепом Эрдоганом в Астане. Накануне Путин предложил турецкому лидеру строить еще одну газопроводную систему с прицелом на «крупнейший газовый хаб для Европы» в Турции, чтобы «спокойно регулировать [цены] на нормальном рыночном уровне без всякой политической окраски».
- «Это решение уже в работе, — сказал Миллер. — Мы уже буквально со следующей недели приступаем к конкретным переговорам вот по этому новому проекту через Черное море».
Как оценивать проект
Замена «Северных потоков» на «южные» выглядит неожиданной только на первый взгляд. Идея газового хаба в Турции на границе с Грецией возникла еще при проектировании действующего «Турецкого потока». А сопоставимый по мощности с любым из «Северных потоков» газопровод «Южный поток» (63 млрд кубометров в год) из России в Турцию был полностью спроектирован, но не построен из-за противодействия ЕС.
Главным аргументом «за» Россия сделала безопасность: накануне Дмитрий Песков рассказал, что в России задержаны диверсанты, нацелившиеся на «Турецкий поток», незадолго до этого о террористической угрозе существующим трассам Эрдогана предупредил Путин.
Forbes со ссылкой на экспертов перечислил следующие аргументы «против»:
- Непонятно, сможет ли «Газпром» осуществить проект технически. У России только два относительно современных трубоукладчика — «Академик Черский» и баржа «Фортуна», а глубины в Черном море намного больше, чем в Балтийском.
- Любой такой проект — дело нескольких лет, а за это время ЕС успеет отказаться от российского газа.
- Газотранспортная система Южной Европы слабо связана с системой Северной Европы, где сосредоточено основное потребление. Рассчитывать на строительство инфраструктуры под поставки газа из России было бы наивно, а в текущей конфигурации крупные поставки возможны только в Италию.
- Политически такой проект возможен только при урегулировании с Украиной, но тогда проще и быстрее будет разблокировать транзит через Польшу по газопроводу «Ямал—Европа».
- У Европы и так есть мощные хабы — голландский TTF и британский NBP. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков накануне признался, что идея газового хаба в Турции даже не обсуждалась с конечными потребителями.
- Выгоду сможет получить разве что Турция, если будет перепродавать на хабе газ, «очищенный» от российского происхождения.
«Идея газового хаба в Турции — логичный элемент одного из сценариев альтернативной реальности, в котором Россия по-прежнему считается надежным поставщиком газа и может позволить себе сразу несколько многомиллиардных строек века, включая „Силу Сибири — 2“, „Турецкий поток — 2“, СПГ на Балтике, а европейские потребители будут рады профинансировать строительство новых трубопроводов в Южной Европе, чтобы забирать дополнительные объемы газа от турецкой границы», — сказала изданию независимый аналитик Елена Ананькина.
Что мне с этого?
Проект расширения подконтрольного России и Турции южного транзита в Европу выглядит в худшем случае мертворожденным, в лучшем — малонужным, но так или иначе обойдется «Газпрому» в миллиарды долларов. В основной реальности у компании, которой надо строить новые газопроводы в Китай, уже изъяли 1,2 трлн рублей и хотят изъять больше. Вряд ли она потянет еще и проект из альтернативной реальности.