Максим Орешкин. Как свести концы с концами
05.01.2020 Экономика

У России появился план – как составить план

Фото
ТАСС

Четвертого января на портале правовой информации появились Распоряжение правительства РФ об утверждении плана реализации Стратегии пространственного развития страны на период до 2025 года и собственно текст плана.  Читать это – дело неблагодарное, хотя и поучительное, поэтому приведём изложение ключевых позиций документов.

Начать надо, по-видимому,  с того, что  сама Стратегия пространственного развития была утверждена распоряжением правительства ещё 13 февраля 2019 года, и что помешало к этому времени разработать и план её реализации – загадка. Особенно, когда читаешь и видишь, что никакого плана реализации нет, а есть перечень мероприятий «нормативно-правового и организационного характера».

Мероприятий этих – ровно сто. Так сложилось. Что же они предусматривают?

Первый пункт – «подготовка предложений по созданию механизма распространения лучших практик социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».  То есть до сих пор никакой системы распространения передового опыта, как это называлось в СССР, нет. Ну, в феврале Минэкономразвития доложит, согласно плану, удалось создать или нет.

Пункт 2. «Внесение изменений в методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации». Минутку, у вас нет плана реализации Стратегии, вы его только-только написали, а какие-то методички были? И такие, что их надо корректировать, чтобы потом включить в план? Интересно. (Кстати, едва ли не половина пунктов плана – это о разработке методичек и корректировке существующих.)

Пункт 3. «Подготовка предложений по механизму синхронизации государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации».  Батюшки святы! В правительстве увидели, наконец, что ни одна госпрограмма и региональные программы «не бьются»? Непорядок, в марте Орешкин доложит Медведеву, насколько этот ворох бумаг вообще поддаётся синхронизации.

А, вот что-то свежее – из разряда реализации пожеланий Путина о единой системе власти: «Разработка методических рекомендаций по подготовке стратегии социально-экономического развития муниципального образования», это п.5.  То есть вскорости каждый сельсовет получит рекомендации, как нарисовать стратегию своего развития и правильно отчитаться. Получат ли при этом МО финансовые ресурсы на реализацию хоть какой-нибудь тактики, не то что стратегии, кроме уже имеющегося механизма «добровольного самообложения», не ясно. Скорее всего нет – будут, как и ныне, сидеть на дотациях и субсидиях из бюджетов регионов, то есть, за редкими исключениями, на хлебе и воде.

Следующий пункт – «разработка стратегий социально-экономического развития макрорегионов, учитывающих направления пространственного развития Российской Федерации».  Признаюсь, в своё время – бес попутал – я принял некоторое участие в обсуждении проекта Стратегии и много чего прочитал в связи с этим того, что касалось макрорегионов. Так вот, понять, ради чего они сконфигурированы так, как сконфигурированы, очень трудно, если исходить из необходимости диверсификации экономики страны, создания новых и воссоздания уничтоженных (станкостроение, например) отраслей народного хозяйства, высокотехнологичных кластеров и тому подобного, ведущего к рывку и прорыву. 

Из декларированных принципов определения границ макрорегиона (соседское положение, значительный потенциал межрегиональной кооперации, наличие доминирующего центра экономического роста, инфраструктуры, обеспечивающей связанность субъектов и выход к международным рынкам или транспортным коридорам) реализован только первый, да и то… Наглядный пример. Есть Волго-Камский макрорегион, в который входят на сей день пять республик (Марий Эл, Татарстан, Чувашия, Удмуртия и Мордовия), Пермский край, а также Кировская и Нижегородская области.  И есть Волго-Уральский регион, включающий Башкортостан, Оренбургскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую и Ульяновскую области.  Почему в первый попала Нижегородская область, а во втором оказались Самарская и Саратовская области, на какой кумулятивный эффект рассчитывают конфигураторы – бог весть. Стойкое впечатление, что люди, писавшие стратегию пространственного развития, просто законсервировали хозяйственные связи, существующие чуть не со времён индустриализации, - иными словами и не думали о качественных изменениях в характере экономического развития, а там, где решение  не сходилось с ответом в учебнике, просто махнули рукой и подогнали.

Собственно, на это и указывает сам факт, что в рассматриваемом плане понадобился такой пункт:  Стратегия   пространственного развития страны есть, а стратегий развития макрорегионов в ней нет.  Забыли-с.

Обобщая, надо отметить, что почти во всех 100 пунктах плана в перечне ответственных исполнителей фигурирует Минэкономразвития РФ. Естественно, пространственное развитие – это об экономике в первую очередь, но что-то подсказывает, что само появление такого плана, латающего многочисленные прорехи Стратегии – инициатива амбициозного Максима Орешкина и поддерживающих его людей из минченковского «Политбюро 2.0», Чемезова, например. То ли кто-то решил таким образом окоротить, подставить Максима Станиславовича, то ли дать ему шанс для вертикального взлёта.  Учитывая нескончаемую подковерную возню в правительстве и АП, а также – и главным, наверное, образом – качество госуправленцев на федеральном и региональном уровнях шанс на взлёт у этого лебедя невелик. Рак и щука не дремлют. Но кто знает, вдруг повезёт.

В заключение – для тех из чиновного и делового люда, кто эти заметки читает, выборка пунктов плана, имеющих прямое практическое значение для хода процессов на региональном и городском уровне.  

Итак: согласно 10-му пункту плана в марте должны быть подготовлены изменения в ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", которые дадут властям регионов полномочия самим определять соответствие  пром- и технопарков, а также  и их управляющих компаний нормативным требованиям.  Из этого же ряда: «разработка федеральной схемы развития туризма, содержащей в том числе схему транспортного обеспечения развития приоритетных туристских территорий» (срок – декабрь 2021 года, у Татарстана есть время полоббировать); «внесение изменений в требования к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»; «подготовка предложений по оказанию мер государственной поддержки по развитию и продвижению региональных брендов, в том числе брендов исторических поселений»; «разработка проекта федерального закона о городских агломерациях»; «подготовка предложений по организационно-финансовому обеспечению реализации долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций» и «разработка не менее 20 долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций»;  «подготовка предложений по развитию сети историко-культурных заповедников, способствующих сохранению этнокультурной идентичности народов Российской Федерации и уникальных культурных ландшафтов».

Разумеется, в плане есть много чего другого – касающегося Дальнего Востока, Сибири, Арктики и приграничных территорий, магистральной инфраструктуры, образования и здравоохранения – всё как положено. Документ доступен, желающие могут прочитать с карандашом и даже с лупой.

А в качестве вишенки на торте – о том, кто будет следить за выполнением намеченного. Если вы подумали, что председатель правительства (через свой аппарат) или какой-то из первых вице-премьеров или С.В.Кириенко, то вы ошиблись.  Анализом  «трансформации расселения Российской Федерации, пространственного развития экономики, отдельных отраслей экономики, типов территорий, выделенных в Стратегии пространственного развития, сопровождению мониторинга реализации Стратегии пространственного развития в части компетенций, подготовке предложений на основе зарубежного опыта пространственного планирования, освещению и методическому обеспечению пространственного планирования на разных территориальных уровнях» - уф! – займётся новый орган, который ещё предстоит сформировать: Центр пространственного анализа!  Ответственные за его создание - Минэкономразвития России и Фонд "Центр стратегических разработок», по инерции называемый некоторыми «кудринским», но на самом деле с 2018 года возглавляемый всё тем же Орешкиным.  Я же говорю: не взлетит, так поплавает.

Юрий Алаев.

На снимке: Максим Орешкин показывает, что концы с концами надо сводить.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии