Сегодня Путин на совещании с членами правительства сообщил, что решил перевести торговлю газом с «недружественными» странами на рубли. Это сильно. Осталось сообразить, состоится ли переход и как долго сохранится такая торговля.
Понятно, что для расчётов за поставки в рублях та же Германия (отсюда, из немецкого drang nach osten, заголовок заметки) и другие европейские страны вынуждены будут покупать за свои евро и доллары рубли на Московской валютной бирже. Путин, однако, на упомянутом совещании выразился менее определённо – «на нашем внутреннем валютном рынке», что открывает возможности для предположений о каких-то более замысловатых схемах продажи рублей, и здесь всплывает вопрос в том, по какому курсу Россия будет продавать Западу рубли, - по тому, который ежедневно по итогам торгов на Мосбирже устанавливает Центробанк или по специально рассчитанному?
Участники рынка сегодня решили, что по заведённому порядку, и курс доллара упал по итогам торгов до 97,74 рубля, к евро — до 108,01 рубля. Но если так, то в чем тогда смысл затеи – полученную тем же «Газпромом» долларовую выручку (80% от вала) ЦБ и сегодня может выкупить за рубли по складывающемуся курсу, выбросив их на внутренний рынок в видах роста инвестиций и роста потребительского спроса.
Я, конечно, не финансист, могу сильно ошибиться, по позволю себе предположить, что речь зайдёт о некоем «спецкурсе» (всё как любит Владимир Владимирович). Скажем, мы решим, что применительно к газу (а там и нефть с другими экспортными товарами подтянутся, «энергетический» вице-премьер Новак уже намекнул) доллар будет стоить… ну, например, 50 рублей, для ровного счёта. Есть же исторический опыт: согласно одному из апокрифов, когда Сталину после окончания ВОВ принесли выкладки, согласно которым доллар США должен оцениваться в 14 рублей, он синим карандашом просто зачеркнул единичку, и дело было с концом. Разница, правда, в том, что даже победоносному Сталину не пришло в голову требовать, чтобы за советскую нефть и зерно (газом тогда на внешнем рынке и не пахло) буржуи рассчитывались в рублях, но Путин же не Сталин, он такой, он всё может!
Ок, мы им выкатили курс, а у них выкатились на лоб глаза. Что дальше? А дальше, с большой вероятностью, Европа побежит к Штатам с криками «караул, грабят», и мировой жандарм с радостью примется обеспечивать их safety с помощью поставок своего СПГ. (Там, конечно, терминалы надо будет строить, то – сё, но они же, Европа, уже закусили удила, затянули пояса, так что упрутся скорее всего, не останавливаясь перед ростом разовых затрат). Итог – ускоренный отказ от российских поставок и, извините, крах надежд на то, что валютные закрома Родины будут ломиться, рубль укрепится до уровня кризиса 2008-2009 годов (менее 32 рублей, напомню, стоил тогда доллар), а импорт, соответственно, подешевеет настолько, что дорогие россиянки будут просто по уши в прокладках и кринолинах, а наши детишки – с головой в памперсах.
Тот случай, когда очень хотелось бы ошибиться.
Да, и ещё противный нюанс: для перехода к оплате экспортируемого газа в рублях надо будет пересмотреть контракты – в них, ведь, прописаны расчёты в долларах. Но контракт – это, как известно, продукт непротивления двух сторон, и как «Газпром» будет уговаривать отдаться своих контрагентов – отдельная захватывающая драматизмом история.
Как в таких случаях острят в соцсетях – запасайтесь попкорном. Только не подавитесь ненароком.