Доходов от экспорта природного газа больше не хватает для субсидирования работы «Газпрома» на внутрироссийском рынке, где цены на газ втрое ниже европейских.
Об этом на форуме «Газ России 2019» заявил, согласно «Интерфаксу», заместитель начальника департамента 817 (экономической экспертизы и ценообразования) «Газпрома» Виктор Яценко.
«Давайте будем честными по отношению друг к другу и признаемся, что вот эта "перекрестка", когда мы за счет экспорта поддерживали внутренний рынок, - такой ситуации, наверное, уже больше не будет», - заявил топ-менеджер.
Кризис провоцирует резкое - почти в 3 раза за 7 лет - падение цен на газ в Европе - на самом рентабельном для «Газпрома» рынке. «Те цены в 400-500 долларов, которые мы когда-то видели, - какое-то поколение после нас, дай бог, увидит. Этой подушки больше нет», - констатировал Яценко.
«Я думаю, что до руководства министерств и ведомств это дойдет через некоторое время, они это осознают», - добавил он.
В третьем квартале средняя цена реализации тысячи кубометров топлива в ЕС составила 169,8 доллара. По сравнению со вторым кварталом (205,1 доллара) российский газ стал дешевле на 18%, а в годовом выражении цены рухнули на 32%. Настолько дешево продавать газ в Европе «Газпрому» не приходилось с 2004 года - тогда средняя цена составляла 137,7 доллара.
Европейские цены практически сравнялись с ценами, которые платят страны бывшего СССР - 150,2 доллара за тысячу кубов.
Для российских потребителей газ по-прежнему обходится кратно дешевле - 4050 рублей, или 62,74 доллара за тысячу кубометров.
«В соответствии с тем, что пропадает подушка», надо посмотреть на темпы роста цен и тарифов внутри России, заявил Яценко: с 2014 по 2019 год цены на газ выросли на 20%, при этом инфляция составила 57%, а НДПИ для «Газпрома» вырос на 60%.
«Как вам экономика процесса, которая складывается? Уже не говорю, что с 2015 года не поднимались тарифы на транспортировку газа», - посетовал топ-менеджер.
Комментируя перспективы разрешения проблем российского рынка газа в преддверии запуска с 2025 года единого рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Яценко признал: «Есть такое ощущение, что все проблемы, которые у нас сидят внутри, мы в том или ином виде перенесем в общий рынок газа».