Больницы в глубинке России в удручающем состоянии
05.02.2023 Здоровье

Правительство – больному: исцелись сам

Фото
Октагон

Скандалы, связанные с системой здравоохранения, происходят в последние годы всё чаще. Люди часами не могут дождаться скорой помощи, в больницах нет узких специалистов и даже дежурных врачей, а сами медики вынуждены работать на износ за мизерную зарплату. И это при том, что существует целый ряд мер государственной поддержки отрасли. Почему они не приносят результата? В ситуации разбиралась корр. «Октагона»  Светлана Цикулина.

По данным Федерального фонда ОМС, в России количество врачей и среднего медперсонала за период с января по июнь 2022 года сократилось на 2 процента. Снижение численности медиков зафиксировано в 66 регионах страны. О серьёзных проблемах в системе здравоохранения и ошибках в ходе проведения оптимизации президент Владимир Путин говорил ещё в 2019 году, но с тех пор положение только ухудшается, сообщения о массовых увольнениях и критической нехватке медработников приходят из разных уголков страны с пугающей регулярностью. По мнению экспертов, государственные меры поддержки здравоохранения не могут сдвинуть ситуацию с мёртвой точки.

Скандалы, связанные с системой здравоохранения, происходят в последние годы всё чаще. Люди часами не могут дождаться скорой помощи, в больницах нет узких специалистов и даже дежурных врачей, а сами медики вынуждены работать на износ за мизерную зарплату.

В городе Рубцовске (Алтайский край) из-за низких зарплат и запредельной нагрузки за три месяца уволились 26 фельдшеров и работников скорой помощи. Около 150 медработников готовятся последовать примеру своих коллег. Медики рассказывают, что по сравнению с 2018 годом их заработок уменьшился практически на треть. Чтобы получить 30 тыс. рублей в месяц, им приходится работать на две ставки практически без отдыха.

Как следствие, на выезде в Рубцовском районе вместо 16 бригад скорой помощи работают только девять, а люди по несколько часов не могут дождаться врачей.

В Волчихинском районе Алтайского края жители одного из сёл устроили народный сход после смерти семилетнего мальчика от ангины в центральной районной больнице. По рассказам очевидцев, когда в субботу, 28 января, ребёнка привезли на скорой в медучреждение, там не было дежурных врачей и необходимого оборудования, в том числе кислорода, и медсёстры не смогли спасти пациента.

Сэкономить бюджетные средства за счёт сокращения дежурных врачей решили и в Пензенской области. Чтобы снизить затраты на здравоохранение на 500 тыс. рублей в месяц, местные чиновники сократили ночные дежурства врачей в стационарах круглосуточного пребывания и в приёмных отделениях четырёх районов. Предполагалось, что ночью на посту будут находиться только медсёстры. После обнародования информации местным профсоюзом губернатор Пензенской области Олег Мельниченко пообещал, что отменит решение областного минздрава и наложит дисциплинарное взыскание на ведомство. Сколько ещё подобных решений принимается по всей стране в целях экономии, остаётся только догадываться.

image-20230205110151-1

Для снижения дефицита медицинских кадров Правительство РФ с 1 января назначило для определённых категорий медработников специальные социальные выплаты (ССВ) – так называемые президентские доплаты. ССВ будут перечисляться из Социального фонда России сотрудникам, трудящимся на основном месте работы. Внутренним и внешним совместителям доплата не положена, не удастся получить деньги и за работу на две ставки.

Опрошенные «Октагоном» медики считают, что мера вряд ли поможет кардинально решить проблемы с кадрами в здравоохранении и усилит недовольство врачей.

– У нас в районе уже идут разговоры о том, что после начисления ССВ нам могут снизить стимулирующие надбавки, – рассказывает фельдшер скорой помощи из Орловской области Татьяна.

«Почти все специалисты у нас работают на две ставки, при назначении выплат это тоже никак не учитывается. Диспетчеры скорой помощи в постановлении о выплатах почему-то попали в категорию младшего медицинского персонала, они смогут получить лишь 4,5 тысячи рублей».

image-20230205110151-2Татьяна
фельдшер скорой помощи из Орловской области

– А водители скорых, которых и так дефицит по всей стране из-за низких зарплат и перегрузок, под выплаты вообще не подпадают. Люди, у которых есть возможность сменить работу на более высокооплачиваемую или переехать в другой регион, увольняются, никто у нас уже ни на что не надеется, – говорит собеседница.

Ещё в 2019 году президент поручил кабинету министров разработать отраслевую систему оплаты труда, в соответствии с которой должны были принять единый перечень премий, компенсаций и надбавок, которые обычно и составляют основную часть заплаты медработников.

В связи с пандемией, а затем и с проведением специальной военной операции реализацию проекта приостановили до 2025 года.

– Меры Правительства по борьбе с дефицитом медработников свелись к назначению небольшого пособия половине работников этой сферы, – говорит Ольга Зайцева из Тульской области. – По словам Татьяны Голиковой, новая социальная мера затронет лишь 1,1 миллиона медработников при общей численности 2,1 миллиона. Это может вызвать недовольство оставшихся и повысить социальное напряжение. Люди уже очень обижены, что их обошли стороной. Я, например, выполняю в больнице функции младшего медперсонала, но числюсь уборщицей, а значит, пособие мне не светит, как и тысячам других сотрудников, находящихся в такой же ситуации.

image-20230205110151-3

По мнению специалистов, нет никаких оснований надеяться на быстрое и эффективное решение проблем здравоохранения за счёт увеличения количества бюджетных мест в медицинских вузах. Главврач больницы одного из крупных городов Свердловской области на условиях анонимности рассказал «Октагону» о причинах катастрофической ситуации, сложившейся в сфере здравоохранения за последние годы, и реальных способах решения проблемы, к которым чиновники упорно не хотят прислушиваться.

– Увеличение числа бюджетных мест в медицинских вузах не может дать быстрого эффекта, – считает медик. – В связи с оптимизацией нехватка врачей наблюдается уже много лет, медиков перебрасывали из региона в регион, чтобы хоть как-то выровнять ситуацию. Часть врачей в ходе реформ ушли в смежные профессии – в страхование и продажи. Выделение дополнительных мест в профильных университетах может решить проблему лишь отчасти и далеко не сразу. Например, целевое обучение всё чаще стало рассматриваться студентами медвузов как беспроцентный кредит. После окончания университета выпускники не идут в государственные медучреждения, которые их направляли по целевому направлению, а «выкупают» себя, оплатив стоимость обучения. В этом году наша больница уже лишилась нескольких выпускников, на которых мы рассчитывали.

По словам врача, по-прежнему существуют серьёзные трудности при наборе студентов в ординатуру.

Государство ежегодно выделяет квоту на разные направления, вузы не могут самостоятельно корректировать количество мест в зависимости от реального спроса поступающих.

– Многие выпускники медвузов вынуждены идти в ординатуру на специальности, которые им не нравятся только потому, что на нужных направлениях нет мест – ни платных, ни бесплатных, – объясняет собеседник издания. – Не бывает так, что количество желающих стать, допустим, неврологом постоянно каждый год. Государство не может предсказать востребованность тех или иных направлений ординатуры у выпускников. Дефицит врачей у нас уже практически во всех областях. Зачем ограничивать людей в выборе? В конечном итоге выпускники в большинстве случаев не работают по полученной специальности, идут переучиваться или уходят из медицины.

Как полагает эксперт, правом определять количество мест в ординатуре по разным направлениям необходимо наделить вузы, а если какая-то специальность в сфере здравоохранения на текущий момент совсем не востребована, государство может дать указание университетам не набирать на неё ординаторов. Пока же стране не хватает молодых специалистов и в медучреждениях работает всё больше иностранцев, в частности из Таджикистана и Узбекистана.

Главврач обращает внимание и на другую сторону проблемы: наибольший дефицит медработников в настоящее время наблюдается среди участковых терапевтов.

Во многих случаях эти должности замещаются средним медицинским персоналом. Но, судя по действующим дорожным картам, зарплата среднего и младшего медицинского персонала одинакова и никаких повышающих коэффициентов при замещении должности врача нет. Решение стало просто подрывным для здравоохранения, сетует собеседник «Октагона».

– Мы уже четыре года говорим о том, что эту систему нужно отменять, – признаётся он. – Средний медицинский персонал – это люди, получившие среднее специальное медицинское образование. Младшему медицинскому персоналу для работы в медучреждениях достаточно просто окончить курсы профессиональной подготовки в объёме 144 часа. Мы предлагали установить для младшего медперсонала тарифную ставку в размере 0,7 от средней заплаты по региону, 1,0 – для среднего и 1,3 – для среднего, замещающего должности врачей. При нынешней тарификации больницы уволили большую часть санитаров, а фельдшеров, которых не хватает на скорой помощи, обязали выполнять их обязанности. Выпускников медколледжей у нас в стране значительно больше, чем дипломированных врачей, они могли бы замещать свободные вакансии по крайней мере на уровне участковых терапевтов. А люди без медобразования, которые хотят работать в больнице, имели бы возможность, как раньше, без проблем устроиться на работу после прохождения соответствующего обучения.

image-20230205110151-4

В конце января стало известно, что Правительство решило переверстать контрольные цифры приёма (КЦП) по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, которые были установлены на 2023/24 учебный год в апреле 2022 года. Вузам поручено до 1 апреля представить Минобрнауки свои предложения по корректировке числа бюджетных мест «с учётом быстрого технологического развития страны и необходимости оперативной концентрации на отдельных точках роста экономики и её сегментов, в целях создания гибкого механизма удовлетворения потребности в кадрах».

Увеличение числа бюджетных мест может осуществляться только в пользу направлений подготовки и специальностей, которые включены в укрупнённые группы, соответствующие приоритетным направлениям научно-технологического развития.

Из медицинских специальностей в перечень Минобрнауки попало только медико-профилактическое дело.

На этом направлении готовят санитарных врачей, основная цель работы которых состоит в профилактике заболеваний, а не в лечении. При составлении предложений по корректировке числа бюджетных мест вузы могут сообщить об избытке или нехватке ранее установленных КЦП и по другим направлениям подготовки. Однако вопрос о том, прислушаются ли чиновники к представителям университетов, пока остаётся открытым. Информация об окончательном распределении бюджетных мест станет доступна абитуриентам не раньше мая.

Напомним, что прошлогодняя приёмная кампания фактически стала для многих медвузов провальной. Большая часть бюджетных мест была выделена для абитуриентов, имеющих целевое направление, однако достаточного количества целевиков среди поступающих не оказалось. О высвобождении большого количества бюджетных мест стало известно только в последний момент, когда переложить документы из одного вуза в другой было уже невозможно. В результате поступающие с высокими баллами оказались в более слабых учебных заведениях или вынуждены были подписать договор о платном обучении, а бюджетные места в ведущих университетах достались, по сути, троечникам с низкими баллами ЕГЭ.

 

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии