О деле журналиста Ивана Софронова-мл., приговоренного к 22 годам строгого режима по статье о госизмене, написано уже много чего пафосного и во многом справедливого, в защиту коллеги выступили представители СМИ, видные общественники и даже Представительство Евросоюза в России, призвавшее снять обвинения и освободить его безо всяких условий. Давайте попробуем задаться вопросом о смысле процесса, его уроках.
Меня, например, в этом процессе шокирует не столько даже срок, сколько то многократно звучавшее в медиа утверждение, что следствие по ходу дела и в судебном заседании не раскрыло подробностей о том, что именно разгласил журналист из составляющего государственную тайну, не только публике не раскрыло, но и самому обвиняемому и его адвокатам. Это выглядит абсолютным кафкианским абсурдом: как можно защищаться, если тебе не говорят, в чём именно тебя конкретно обвиняют? Такого в принципе не может быть, и я всё ждал, что вот выйдет на публику какой-нибудь чин, хотя бы второклассный советник юстиции, и скажет: братцы, это чушь, - и сам Софронов, и его адвокаты прекрасно осведомлены в деталях обвинения и могли сто раз представить свои контрдоводы. Но нет, не увидел такого рода опровержений. Значит, это правда, и можно осудить человека по принципу «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»? Ведь так это выглядит в глазах широкой публики. Хороший способ укрепить доверие к власти, ничего не скажешь.
Второй момент. Допустим, что Софронов что-то такое узнал, что подпадает под закон о защите гостайны, и в силу корыстных и (или) каких-то других побуждений передал информацию врагу («недружественному государству»). Как он мог это узнать, не располагая доступом по первой или второй форме? По-видимому, только от того (тех), кто таким доступом обладает, то есть от официальных, если так можно выразиться, секретоносителей. Так с них и должен быть первый спрос, не со «сливного бачка», как это называется на журналистском жаргоне. Кто они, где они – их установили, изобличили, наказали? Не слышно.
А по существу посредник получает наказание почти по верхней планке соответствующей статьи УК. Это что – в назидание другим «журналюгам» или в устрашение всех? Невозможно найти ясный ответ, и вот эта муть порождает самые мрачные предположения.
Из досье ТАСС
Что известно об уголовном деле в отношении Ивана Сафронова
5 сентября 2022 года Мосгорсуд приговорил советника главы Роскосмоса, бывшего корреспондента "Ведомостей" и "Коммерсанта" Ивана Сафронова к 22 годам колонии строгого режима, признав его виновным в государственной измене. Как передает корреспондент ТАСС из зала суда, приговор стал самым суровым в практике российских судов по этой статье за последние годы.
Что известно об Иване Сафронове
Иван Иванович Сафронов родился 18 мая 1990 года в Москве. Его отец - Иван Иванович Сафронов - старший (1956-2007) - был военным обозревателем газеты "Коммерсантъ". Иван Сафронов - младший в 2010 году окончил Высшую школу экономики по специальности "журналистика". В 2010-2019 годах был корреспондентом и специальным корреспондентом "Коммерсанта", в 2019-2020 годах - специальным корреспондентом газеты "Ведомости". Публиковал материалы, посвященные оборонно-промышленному комплексу и космической промышленности, а также военному и военно-техническому сотрудничеству. В мае 2020 года Иван Сафронов был назначен советником по информационной политике генерального директора госкорпорации "Роскосмос" Дмитрия Рогозина, занимавшего этот пост с мая 2018 года по июль 2022 года. В июле 2022 года сообщалось, что новый глава Роскосмоса Юрий Борисов распоряжений об увольнении Ивана Сафронова не давал.
Задержание Ивана Сафронова
Утром 7 июля 2020 года Иван Сафронов был задержан в Москве сотрудниками Федеральной службы безопасности. В официальном комментарии ведомства отмечалось, что "Сафронов, выполняя задания одной из спецслужб НАТО, собирал и передавал ее представителю составляющие гoсударственную тайну сведения о вoенно-техническoм сотрудничестве, обороне и безопасности РФ". Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что советник не имел доступа к закрытой информации. Против Ивана Сафронова было возбуждено дело по ст. 275 Уголовного кодекса РФ ("Государственная измена"). Вечером 7 июля решением Лефортовского суда Москвы Иван Сафронов был арестован на два месяца. Впоследствии срок его содержания под стражей неоднократно продлевался.
Следствие по делу Ивана Сафронова
С момента ареста информация о том, в чем именно обвиняют Ивана Сафронова, следствием не разглашалась из-за режима секретности. Выдержки из материалов дела приводили представители защиты. В частности, они утверждали, что Сафронов, по версии следствия, выполнял "задание, направленное на сбор и передачу информации в отношении военно-технического сотрудничества со странами Африки, а также деятельности ВС РФ на Ближнем Востоке в 2017 года Работал на Управление по связи с заграницей и информации Чехии" и совершил преступление из корыстных побуждений. США упоминались в материалах дела как страна, получившая секретные сведения через чешские спецслужбы. По словам адвокатов, следствие считало, что Сафронов был завербован в 2012 году.
13 июля следствие предъявило Ивану Сафронову обвинение в государственной измене, вину он не признал. Также было сообщено, что по версии следствия Сафронов передал чешским спецслужбам "секретные сведения посредством интернета, используя программу для шифрования VeraCrypt".
16 июля стало известно, что за Ивана Сафронова лично поручились более 20 руководителей СМИ, общественных деятелей и журналистов. В тот же день источник в разведывательном сообществе сообщил ТАСС, что гражданин Чехии Мартин Лариш, с которым неоднократно встречался Иван Сафронов, является кадровым сотрудником чешских спецслужб. 17 июля британская телерадиокомпания Би-би-си опубликовала письмо Лариша, в котором он подтвердил факт знакомства с Сафроновым, но опроверг, что работает на чешскую спецслужбу.
28 июля стало известно, что Иван Сафронов отказался от сделки со следствием (данное предложение следователь сделал ему ранее, 13 июля).
3 августа Союз журналистов России получил от Центра общественных связей ФСБ ответ на запрос, в котором ведомство сообщало, что "инкриминируемое Сафронову И. И. преступное деяние не имеет отношения к его профессиональной журналистской деятельности".
8 октября глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в интервью Андрею Ванденко в рамках спецпроекта ТАСС "Первые лица" выразил надежду, что Ивану Сафронову будет вынесен оправдательный приговор. Рогозин добавил, что не верит в предательство Сафронова, но допускает, что в результате следственных мероприятий "может быть доказано другое".
19 октября стало известно, что Иван Сафронов дал показания о взаимоотношениях со своим предполагаемым вербовщиком.
10 декабря один из адвокатов Ивана Сафронова заявил, что уголовное дело не связано с его работой в Роскосмосе, так как ему вменяют в вину преступление, произошедшее в 2017 года, а советником главы госкорпорации он стал в 2020 году.
14 февраля 2021 года Иван Сафронов сообщил о знакомстве со своим предполагаемым вербовщиком - чешским журналистом Мартином Ларишем. Он отметил, что помогал Ларишу продвигать бизнес.
1 ноября стало известно, что следователи ФСБ завершили расследование уголовного дела Ивана Сафронова, и защита начала знакомиться с его материалами.
2 ноября один из адвокатов Сафронова сообщил журналистам, что перед самым завершением расследования дела его подзащитному было предъявлено новое окончательное обвинение. Помимо эпизода с передачей информации представителю чешской разведки, появился еще один: по версии следствия, в декабре 2015 года Сафронов передал политологу Демури Воронину некую информацию о деятельности ВС РФ в Сирии, которую тот в свою очередь переслал представителям Цюрихского университета Швейцарии и Федеральной разведслужбе (БНД) Германии. По мнению ФСБ, переданные сведения могли быть использованы для проведения анализа действий российских войск в Сирии. Согласно обвинению, за эту информацию Воронин выплатил Сафронову вознаграждение в размере 248 долларов США. Политолог Воронин, являющийся гражданином России и Германии, был арестован в феврале 2021 года по обвинению в государственной измене.
5 марта 2022 года Генпрокуратура РФ направила уголовное дело в отношении Ивана Сафронова в Мосгорсуд. В информационном сообщении, опубликованном на официальном сайте ведомства, отмечалось, что "следствием установлены и документально подтверждены факты длительного, на протяжении 2015-2019 годов, выведывания и собирания Сафроновым секретной и совершенно секретной информации, в том числе в отношении военно-технического сотрудничества России с государствами, входящими в Организацию Договора о коллективной безопасности, а также странами Ближнего Востока, Африки и Балканского полуострова... Собранные сведения он систематически передавал представителям иностранных разведок, осознавая, что эта информация может быть использована государствами - участниками блока НАТО против безопасности РФ. Документально установлено, что незаконные действия совершались Сафроновым на возмездной основе, а также с использованием методов шифрования".
4 апреля состоялось первое заседание Мосгорсуда по существу дела Ивана Сафронова. Рассмотрение проходило в закрытом для прессы и общественности режиме в связи с наличием материалов с грифом "секретно". Из текста речи Сафронова, произнесенной в суде, следовало, что он не признает себя виновным в госизмене и не понимает сути обвинений в свой адрес.
30 августа в ходе прений сторон представитель гособвинения потребовал признать Ивана Сафронова виновным в госизмене и назначить ему наказание в виде 24 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, а также дополнительное наказание в виде штрафа 500 тыс. рублей и изъятия имущества.