В коридорах российской власти стартовали переговоры о выстраивании новой кадровой политики, которая должна обеспечить экономический рост и повышение качества управления после президентских выборов. Решения могут быть разбиты на три этапа. В ходе первого будет обновлено руководство ключевых госкомпаний, обеспечивающих ресурсную базу государства. На втором ожидается принятие решения о председателе Правительства. На третьем – о главах министерств. О фамилиях в целом говорить рано, но некоторые претенденты на увольнение уже называются. Расклад проанализировал замглавреда «Октагона» Константин Джултаев.
Шаг первый: приход в госкомпании управленцев-рыночников
Сигналом, свидетельствующим об изменении отношения власти к госкомпаниям, стала передача Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) в ведение ВТБ. После этого началась ревизия итогов работы прежней команды ОСК во главе с генеральным директором Алексеем Рахмановым и председателем совета директоров Георгием Полтавченко.
«Явно, что компания работала как финансовая пирамида последние 10 лет. Они, в общем-то, убыточными были каждый год. Они накапливали, брали деньги взаймы, поэтому на каком-то этапе надо будет разрубить этот узел», – цитирует «Фонтанка» слова председателя правления ВТБ Андрея Костина, произнесённые на брифинге в рамках Восточного экономического форума.
Костин выразил готовность взять на себя ответственность за финансирование ОСК после её масштабного реформирования. Главными изменениями станут реализация дальнейших проектов корпорации только на рыночных условиях и перестройка управленческой модели.
«Сегодня компания представляет по большому счёту набор отдельных верфей, которые сами заключают контракты. Такого больше не будет. Мы будем передавать функцию заказчика [в головной офис], контракты будут подписываться через головной офис, а верфи будут производственными площадками», – пояснил глава ВТБ.
Предложенная Андреем Костиным схема может быть распространена на другие государственные компании и корпорации. Об этом, в частности, свидетельствует анонсированная недавно реорганизация структуры управления ВЭБ. РБК сообщал о намерении ГК «ВЭБ» сократить до 600 сотрудников (около 20 процентов от общей численности персонала), чтобы сфокусировать её работу на задачах «нового экономического цикла».
Источники «Октагона» не исключают, что дальнейшие преобразования в рамках госкорпорации будет проводить новая команда управленцев.
Всё активнее идут разговоры о возможной отставке с поста главы ВЭБ Игоря Шувалова. Решение о назначении его преемника будет во многом зависеть от пожеланий самого Шувалова. Наиболее вероятно, что речь пойдёт об Алексее Кудрине, с которым действующего руководителя корпорации связывает многолетняя совместная работа в Правительстве. Одним из вариантов дальнейшего трудоустройства Шувалова является получение им поста в новом составе Правительства РФ. Однако ряд элитных групп противодействует принятию такого решения.
Тот же Андрей Костин ещё весной этого года предложил вернуться к идее приватизации крупных госактивов. В числе претендентов на передачу в частные руки он назвал доли государства в «Транснефти», РЖД, «Почте России». Он же счёл целесообразным выставить на продажу непрофильные компании «Ростеха» и «Росатома». В октябре генеральный директор РЖД Олег Белозёров допустил в будущем приватизацию компании «в каком-то формате». Решение этой задачи также требует привлечения нового менеджмента.
Сложные процессы происходят в Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации, АвтоВАЗе, «Аэрофлоте» и «Роскосмосе», которые в текущем году по разным причинам обращались к Правительству за финансовой поддержкой.
Несмотря на сугубо положительный финансовый отчёт контролируемого государством «Ростелекома» по итогам трёх кварталов 2023 года (рост выручки на 14 процентов, чистой прибыли – на 29 процентов), кадровые изменения прогнозируются и в этой компании. С учётом текущей геополитической обстановки обеспечение информационной безопасности и стабильности систем связи становится важнейшей государственной задачей, которая требует особо тонких и выстроенных взаимоотношений с властью.
Шаг второй: кандидатура премьер-министра
Наиболее сложным и неоднозначным вопросом станет назначение нового премьер-министра. Правительство РФ после президентских выборов уйдёт в отставку, его члены некоторое время продолжат работать в качестве исполняющих обязанности.
Сохранение в качестве председателя Правительства Михаила Мишустина вероятно, но не гарантировано. В числе его потенциальных преемников называются заместитель главы Совбеза Дмитрий Медведев и мэр Москвы Сергей Собянин. Их шансы зависят от круга приоритетных задач, которые будут стоять перед Россией в 2024 году. Но опыт предыдущих смен кабинета министров говорит о том, что окончательный выбор может быть сделан в пользу неожиданного персонажа и способен удивить представителей элиты.
Шаг третий: смена министров
Подбор кандидатов на посты министров также является сложно прогнозируемым. Он зависит от итогов многосторонних переговоров и межэлитной конфигурации, которая сложится в 2024 году. Но источники «Октагона» отмечают, что некоторые тренды можно проследить уже сегодня.
В шатком положении находится министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев. Попасть в новый кабинет министров ему помешает задержание по делу о взятке его заместителя Максима Паршина.
Список кандидатов на исключение из состава кабмина продолжают заместитель председателя Правительства по вопросам сельского хозяйства, экологии и оборота недвижимости Виктория Абрамченко и министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов.
По сведениям близких к кабинету министров источников, Козлов неоднократно становился объектом аппаратных атак со стороны Абрамченко. Главным поводом для разногласий между ними стало различие подходов к взаимоотношениям Правительства и предприятий энергокомплекса. Конфликт ударил по позициям обеих сторон.
Сам куратор энергокомплекса министр энергетики Николай Шульгинов с большой долей вероятности не будет претендовать на переназначение в силу своего возраста – ему 72 года.
Многочисленные вопросы у профессионального сообщества накопились к министру просвещения Сергею Кравцову. Одна из претензий – дефицит в школах учебников, соответствующих новому образовательному стандарту. Инсайдеры также свидетельствуют о его конфликте с помощником президента РФ по образованию и науке Андреем Фурсенко.
Негарантированным выглядит переназначение и некоторых других министров.
Несколько иная ситуация с вице-премьером Дмитрием Чернышенко. Источники «Октагона» вносят его в число претендентов на назначение на одну из ключевых должностей в одной из властных структур.
О том, кто придёт на смену уходящим членам Правительства, говорить рано. Понятно лишь, что кадры вряд ли будут массово (за исключением единичных решений) привлекаться из губернаторского корпуса. Перед главами регионов в текущей политической ситуации стоят свои важные задачи.