15 февраля в The New York Times была опубликована статья о тайном визите в Белоруссию высокопоставленного американского дипломата с целью добиться от президента Лукашенко освобождения белорусских политзаключённых в обмен на снятие санкций. Однако это малая цель, а главная, по мнению авторов статьи, руководителя бюро The Times по Восточной и Центральной Европе Эндрю Хиггинса (Andrew Higgins) и журналиста Томаса Дапкуса (Tomas Dapkus), заключается в том, чтобы ослабить союз России и Белоруссии и создать, таким образом, дополнительный рычаг давления на президента Путина на треке переговоров по Украине. Российские медиа молчат по этому поводу, что довольно показательно.
Высокопоставленный американский дипломат тихо проскользнул в Белоруссию, полицейское государство, которым десятилетиями управлял авторитарный лидер, десятилетиями поносившийся на Западе, и пересек границу на машине для встреч с президентом Александром Лукашенко и главой его аппарата безопасности КГБ.
Это была первая за пять лет встреча Лукашенко с высокопоставленным чиновником Госдепартамента, и она положила начало тому, что может привести к серьезным последствиям потепления замороженных отношений между Соединенными Штатами и ближайшим союзником России.
Незаметный визит американцев в Минск, столицу Беларуси, в среду состоялся всего через день после того, как президент Трамп провел продолжительный телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным. Оба события сигнализировали об отказе Вашингтона от многолетней политики попыток изолировать неугодных на Западе лидеров из-за их репрессивной политики и войны в Украине.
После переговоров с Лукашенко заместитель помощника госсекретаря Кристофер Смит и два других американских чиновника поехали в деревню недалеко от границы с Литвой. Там, благодаря любезности белорусского КГБ, трое человек, которые были заключены в тюрьму — американский и двое белорусских политзаключенных — ждали, когда их заберут.
С наступлением темноты американцы и освобожденные заключенные поехали обратно через границу в Вильнюс, столицу Литвы. Выступая перед посольством США в среду вечером, Смит приветствовал успешное завершение того, что он назвал «специальной операцией», назвав освобождение заключенных «огромной победой и ответом на программу президента Трампа «мир через силу».
По словам присутствовавших на встрече западных дипломатов в четверг в Вильнюсе, следующим шагом будет возможная большая сделка, в рамках которой Лукашенко освободит множество политических заключенных, в том числе видных. В свою очередь, Соединенные Штаты ослабят санкции в отношении белорусских банков и экспорта калия, ключевого ингредиента удобрений, основным производителем которых является Беларусь.
Люди, которые передавали рассказ Смита о его переговорах в Минске, говорили на условиях анонимности, чтобы обсудить конфиденциальную встречу. Сам г-н Смит публично не раскрывал, с кем он встречался и что обсуждалось, а Госдепартамент не ответил на вопросы об этих деталях.
Белоруссия, которая обычно злорадствует по поводу любых признаков того, что она выходит из изоляции, также в основном хранит молчание, хотя ведущий государственного телевидения Игорь Тур внес нотку таинственности, предположив, что г-н Смит не был настоящим лидером американской делегации и что в ней также принимал участие более высокопоставленный чиновник.
Франак Вячорка, глава администрации изгнанного лидера оппозиции Светланы Тихановской, который давно призывает к ужесточению санкций, сказал: «Мы очень благодарны президенту Трампу за то, что ему удалось продвинуть дело вперед». Но, добавил он, санкции должны быть ослаблены только тогда, когда «Лукашенко прекратит репрессии и новые аресты» и «освободит всех политических заключенных, включая высокопоставленных лиц».
Правозащитная организация «Весна», которая ведет подсчет политических заключенных в Беларуси, на этой неделе сообщила о 1226 таких заключенных. Лукашенко в последние месяцы освободил более 200 из них, в том числе двух американцев, освобожденных с тех пор, как Трамп вступил в должность, но активисты оппозиции говорят, что за тот же период было арестовано еще больше людей.
Татьяна Хомич, сестра одного из самых известных политзаключенных Беларуси Марии Колесниковой, приветствовала американскую поддержку Лукашенко. «Прошлая стратегия давления не смогла освободить политических заключенных, остановить репрессии или изменить поведение режима», - сказала она.
Смит также руководил политикой в отношении Беларуси во время администрации Байдена и в прошлом году начал предварительные переговоры с союзниками США об ослаблении санкций, но до этой недели он ни разу не ездил в Минск, чтобы встретиться с Лукашенко.
По словам г-жи Хомич, такой «прямой дипломатический подход может привести к конкретным результатам, включая освобождение отдельных заключенных или даже более широкую амнистию», в то же время ослабляя зависимость Беларуси от России и «сохраняя некоторые рычаги влияния на США и ЕС».
Возглавляемая Америкой кампания по изоляции и банкротству Лукашенко при администрации Байдена привела к целому ряду западных санкций. Санкции в отношении калия перерезали важный экономический спасательный круг для белорусского правителя, но принесли неожиданную прибыль России, еще одному крупному производителю, поскольку мировые цены резко выросли. Часть белорусского калия продолжала поступать на мировые рынки через Россию, а не прежним, более дешевым маршрутом через Литву.
Политолог Артем Шрайбман, бежавший из Беларуси после жестокого подавления протестов в 2020 году, сказал, что западные санкции мало повлияли из-за широкой поддержки Лукашенко со стороны России. Но освобождение заключенных в обмен на ослабление санкций, по его словам, «будет означать, что они, наконец, были использованы с каким-то эффектом».
«Это, безусловно, было бы положительным событием для самих заключенных, их семей и, возможно, для решения более широких вопросов отношений» между Беларусью и Западом, сказал г-н Шрайбман, внештатный научный сотрудник Евразийского центра Карнеги в России.
Вопрос о том, как вести себя с Лукашенко, десятилетиями беспокоил западных политиков. Мастер лавирования между Востоком и Западом и заставляющий замолчать своих критиков дома, он пришел к власти в 1994 году и выиграл семь все более сомнительных выборов подряд, последний раз в январе, когда он набрал 87 процентов голосов, что стало его самым большим успехом.
В 2005 году тогдашний госсекретарь США Кондолиза Райс осудила Белоруссию как «последнюю настоящую оставшуюся диктатуру в сердце Европы», хотя это было еще до того, как Путин консолидировал свой автократический контроль над Россией.
Разочарованные долголетием Лукашенко, которому сейчас 70 лет, его оппоненты в изгнании, такие как Путин, часто искали утешения в слухах о том, что он серьезно болен. Однако Смит на брифинге для западных дипломатов в Вильнюсе сообщил, что Лукашенко не проявляет никаких признаков плохого здоровья и выглядит уверенным в себе и полностью контролирует ситуацию, сообщили некоторые из присутствовавших.
Начиная с десяти лет назад, попытки изолировать Лукашенко на время уступили место взаимодействию, на фоне признаков того, что Белоруссия не хочет становиться слишком зависимой от Москвы, все более властного соседа страны.
В то время как Лукашенко сильно зависел от поставок из России дешевой нефти, которая ему была нужна для поддержания на плаву его пошатнувшейся экономики, он сопротивлялся давлению со стороны Путина, чтобы полностью выполнить соглашение 1990-х годов о создании «союзного государства», которое, как он опасался, превратит Белоруссию в провинцию России.
Перед президентскими выборами в 2020 году отношения с Россией стали настолько напряженными, что Беларусь посадила в тюрьму соперника, которого она назвала подставной лошадкой для Москвы, а затем арестовала 33 россиянина, которые, по ее словам, были наемниками из связанной с Кремлем группы Вагнера, которые проникли в страну, чтобы сорвать голосование.
Но маятник сильно качнулся в другую сторону после того, как Лукашенко объявил о невероятной победе над Тихановской на тех выборах, которые западные правительства осудили как сфальсифицированные, и в Минске и городах по всей стране вспыхнули массовые уличные протесты.
Лукашенко обратился к Путину, который поспешил пригласить советников по безопасности, чтобы помочь восстановить контроль. За этим последовали жестокие репрессии с массовыми арестами и пытками задержанных.
Менее чем через полтора года Лукашенко позволил России использовать его страну в качестве плацдарма для полномасштабного вторжения в Украину, с неудачным прорывом на юг от Белоруссии к Киеву.
По словам дипломатов, присутствовавших на его брифинге, Смит сказал, что главная цель США — обеспечить свободу большему числу политических заключенных. По его словам, он спросил Лукашенко, готов ли он свернуть репрессии, и получил заверения в этом. Еще одна важная цель, сказал Смит дипломатам, состоит в том, чтобы дать Лукашенко некоторую передышку за пределами орбиты влияния России.
Петр Кравчик, бывший глава службы внешней разведки Польши, который работал с первой администрацией Трампа над ослаблением контроля России над Белоруссией, сказал, что Белоруссия является «частью более широкого американского подхода к России».
По его словам, Соединенные Штаты «противостоят России на Украине, в Африке, в нефтегазовом секторе и в ряде других стратегических областей». «Переговоры с Белоруссией создают для США дополнительный рычаг для того, чтобы дать понять России, что они должны быть более внимательными к американским аргументам».
По словам Шрайбмана, находящегося в изгнании аналитика, сейчас большой вопрос заключается в том, как Кремль отреагирует на любое сближение между Беларусью и Западом. По его словам, многие российские чиновники «скорее всего, запаникуют от такой перспективы», но «у Белоруссии нет быстрого или легкого способа дистанцироваться от России, учитывая экономическое доминирование Москвы в этой стране».
Он добавил, что маловероятно, что президент Трамп «проявляет какой-либо особый интерес, понимание или план в отношении Беларуси». Тем не менее, по его словам, «фактор Трампа, безусловно, создает некоторый импульс, поскольку все, включая Лукашенко, пытаются произвести впечатление на президента США и конкурировать за его внимание».
На снимке: президент Белоруссии Александр Лукашенко во время совместных военных учений с Россией в 2022 году.