За три дня президент Украины Зеленский сделал несколько заявлений, которые можно с равным основанием расценить и как реакцию отчаяния, и как угрозу, причём не только в адрес России, но и своих союзников, то есть как шантаж. И лучше бы их не недооценивать.
Во-первых, Зе представил, наконец, своим согражданам «план победы», выступив в Раде с большой драматичной речью. Из сказанного там можно сделать вывод, что украинский лидер видит свою страну как пуп Земли («мы — демократическая нация, которая доказала, что может защищать Евроатлантику»), и это, конечно, называется «потерял берега». С другой стороны, он открыто выразил готовность превратить Украину в поставщика мясных и редкоземельных ресурсов для удовлетворения интересов Запада. Вот, из 5-го пункта «плана победы», буквально: «замещение отдельных военных контингентов вооруженных сил США, дислоцированных в Европе, украинскими подразделениями». Это о мясном ресурсе, проговорённом, конечно, в контексте получения членства в НАТО: мол, вы нас, а мы вам. Но куда большего внимания заслуживает предложение отдаться Западу всеми другими потрохами, то есть ресурсами, пардон. Вот цитата из речи в Раде:
«В Украине сосредоточены природные ресурсы, и в частности критически важные металлы ценой в триллионы долларов США. Это, в частности, уран, титан, литий, графит и другие стратегически ценные ресурсы, которые усилят в глобальной конкуренции или Россию и ее союзников, или Украину и демократический мир. (Здесь и ниже выделено мной – Ю.А.)
Залежи критических ресурсов в Украине вместе с глобально важным потенциалом Украины в производстве энергии и продовольствия являются одними из ключевых захватнических целей России в войне.
И это наша возможность роста.
Экономического роста Украины. Экономического усиления Евросоюза ради экономической и во многом безопасностной автономии Европы. И это возможность Соединенных Штатов и наших партнеров в G7 работать с Украиной — союзницей, которая может обеспечить на инвестиции прибыль.
Украина предлагает Соединенным Штатам вместе с определенными партнерами, в частности это Евросоюз, частью которого Украина — будет, и с другими партнерами в мире, заключить специальное соглашение о совместной защите имеющихся в Украине критических ресурсов, совместного инвестирования и использования соответствующего экономического потенциала».
Нельзя не признать: сказано с обескураживающей прямотой.
Теперь о военных угрозах.
Зеленский считает, что «это реалистично — защищать наши позиции на поле боя в Украине и одновременно возвращать войну на территорию России». Тут можно, конечно, усмехнуться, но «благодаря Курской операции мы увидели, что Путин не имеет достаточно силы, чтобы держаться, когда мы давим действительно крепко», заметил Зеленский, и пока оккупация ВСУ части Курской области продолжается, возразить сложно, а в планах украинской стороны «продолжение операций Сил обороны и безопасности Украины в определенных районах вражеской территории, чтобы не допустить буферных зон на нашей земле» и «совместные защитные операции с нашими соседями в Европе для того, чтобы сбивать российские ракеты и дроны в пределах доступа воздушного щита партнеров». Последнее пока из разряда неблагих пожеланий, но расторговка между Москвой, Вашингтоном и условным Брюсселем продолжается и нет уверенности, как повернётся.
Точно так же маятник может коснуться и в вопросе о предоставлении Украине разрешения и средств для нанесения ударов по объектам в глубине России. Пока этого нет, но, как сообщил в интервью «РБК Украина» советник главы офиса украинского лидера Михаил Подоляк, в секретных приложениях к «плану победы» «проговорено, какое должно быть оружие, чтобы разрушать логистику очень далеко от линии фронта... уничтожать и объекты накопления, и объекты производства, в том числе, где будет накапливаться, какие именно цели будут поражены, в каком количестве и сколько для этого надо оружия». Легко предположить, как в Пентагоне расчехляют планы нанесения ядерных ударов по 20 крупнейшим городам СССР времён администраций Трумена и Эйзенхауэра и сравнивают, почёсывая в затылках, со схемами Зеленского.
Разумеется, это предельная, если не сказать запредельная, ситуация, а главное из реально требуемого Киевом сегодня – это гарантии безопасности, главная из которых – вступление Украины в НАТО. Союзники обещают, но когда и при каких условиях – неясно, и Зеленский понимает, кажется, что это такая морковка, заставляющая осла бежать. И делает в кулуарах саммита ЕС в Брюсселе громкое заявление: либо НАТО быстро примет его страну в свой альянс - либо Украина снова станет ядерной державой.
Заявление подкрепляется, пишет военный обозреватель Юлиан Рёпке в Bild, словами чиновника, специализирующегося на закупках оружия, который сказал на закрытом заседании: «У нас есть материалы, у нас есть знания. Если приказ будет отдан, нам понадобится всего несколько недель, чтобы получить первую бомбу». И он предупредил, что Запад должен «меньше думать о красных линиях России и гораздо больше — о наших красных линиях».
Блеф? Возможно. И лучше бы он оказался не блефом, - «грязная бомба» Украины была бы роскошным подарком Путину, ибо в первую очередь подорвала бы фронт поддержки Украины. И Зеленскому, кажется, объяснили трезвомыслящие советники в его офисе, а скорее всего – в заокеанских кабинетах, что такой шантаж – это уж совсем too much, и сегодня последовало новое заявление Зе, на пресс-конференции с новым генсеком организации Марком Рютте: «Мы никогда не говорили о том, что готовимся создать ядерное оружие. <...> Поэтому у нас альтернативы нет, кроме НАТО. Это наш сигнал, но мы не создаем ядерное оружие».
Ну ок, давайте пока на этом успокоимся, передохнём.