Итоги выборов подведены, и теперь можно констатировать без опаски нарушить какой-нибудь закон, что видеоролик о президенте Татарстана Минниханове, снятый навальнистами (ФБК) по заказу агентов Аппарата главы республики, внес заметный вклад в победу Рустама Нургалеевича.
Конечно, насчет заказа со стороны Аппарата президента РТ – это шутка (вынужден оговаривать, наблюдая как много людей стремительно теряют чувство юмора) или, скажу по-другому, допущение, но не такое уж и фантастическое: если бы такого ролика не существовало, его сторонникам Минниханова следовало бы выдумать.
Начнем с антуража: «разоблачение» начинается с видов залитой солнцем и прямо-таки сверкающей благоустройством и лицами прохожих столицы республики. Хорошая подводка к утверждению, что народ Татарстана ограблен и обездолен.
На этом фоне появляется троица ведущих программы: одутловатый и какой-то поношенный московский соратник Навального, фриковатый местный штабист и пресс-секретарь вождя, выглядящая заметно выигрышнее партнеров – такая типичная стерва (с положительной коннотацией). И вот эти ребята, каждую вторую реплику произносящие мимо камеры, глядя куда-то в сторону (что, разумеется, добавляет к ним доверия) принимаются рассказывать как именно первый президент РТ, а затем и второй, грабят татарстанцев.
Любимый прием ФБК – съемки с квадрокоптеров: дачи, коттеджи, метраж, круглые цифры оценки (это 200 млн рублей, это 1 млрд, это 2)… часы, калейдоскопично сменяющие друг друга на руке Минниханова. Да, это сильно, чистопольским часовщикам с их десятком вариаций «Командирских» впору застрелиться, но на кого еще и какое впечатление должны произвести все эти картинки? Что, кто-то в Татарстане не знает, кому принадлежит комплекс «Лучано»? Или кто-то думает, что глава республики нищ, как церковная мышь, и владеет лишь панельной двушкой с жестяным гаражом при ней? Да нет, конечно, вопрос в том, как местные к богатствам чиновников - и «первого лица» в том числе - относятся. А отношение – в диапазоне уверенности, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных» (не татарская, кстати, пословица, - русская) до «знай наших» (типа, не хуже московских умеем жить) и «биг матур».
Как заметил один маститый столичный политтехнолог, Татарстан – это территория со специфической политической культурой и, добавлю , отношением к «своим» против «чужих». Не претендуя на репрезентативность («кому надо», думаю, посчитали уже точнее), отмечу показательную тенденцию оценки ролика навальнистов со стороны татарских пользователей соцсетей: она резко отрицательная, причем в основе отрицания лежит, в большинстве, не сомнение в достоверности приведенных данных, а тот факт, что «москвичи» пытаются «наехать» на татарское руководство республики. «Придет время, мы со своими баями разберемся сами», написал один такой пользователь, а чужаки нам не указ и пусть не суются.
В таком контексте и часовая феерия, и особняки многими воспринимаются именно что как «биг матур» картинки, тем более, что визуального контрапункта в ролике – ноль. Разумеется, при желании такой контрапункт можно было создать: могла бы съемочная группа съездить в не самый благополучный по экологии Нижнекамск, поговорить с теми, кто чем-то недоволен, да хоть в Столбищи с его убитыми дорогами съездить, 15 минут от Казани – нет! То ли желания не было, то ли в лист заказа не вошло.
Ну, вот теперь и думайте, против Минниханова сыграл ролик или за, кто бы агитку ФБК ни посмотрел, - хоть деревенские, хоть казанские хипстеры.
А если еще добавить в размышления тот факт, что ни один (!) телеграм-канал не вякнул по поводу рассматриваемого ролика (вот она, независимость правдорубов федерального и регионального разливов), а сам ролик был выведен в Сеть за 3 дня до начала голосования на выборах, когда уже, говоря языком политических проституток, поздняк было метаться, то допущение, сделанное в начале этих заметок, может показаться уже совершенно не фантастическим.
И – статистический десерт от ГАС «Выборы» в завершение.
Максимальную поддержку Рустаму Минниханову оказали жители Тюлячинского района (99,14%), атнинцы (98,13%), Кайбицкий (98,33%) и Апастововский (97,67%) районы.
Немногим строже оказались и городские избиратели: Минниханов набрал 70,63% голосов в Приволжском районе Казани, почти 71% - в Вахитовском, около 76% - в Набережных Челнах, а в Альметьевске – почти как на селе, 84,24%.
Юрий Алаев.