Под микроскопом изучающие личность и действия Путина многажды отмечали, что он сильный тактик, но слабый стратег. Проделанное им с 11 мая, заявления о готовности России к прямым переговорам с Украиной, как минимум подтверждает первый тезис, но заставляет усомниться в правильности второго: очевидно, что российский лидер гнёт именно стратегическую линию и уверенно держит покерфейс. Не отказывая себе в удовольствии посмеяться над сидящими с ним за столом.
Состав делегации РФ на переговорах в Стамбуле со всей очевидностью показывает три вещи:
- Путин настаивает, что это возобновление переговоров, прерванных в апреле 2022 года и таким образом само участие в нынешнем раунде украинской делегации будет демонстрировать миру, что Украина ничего в свою пользу за три года войны не добилась, а значит, все жертвы были напрасны;
- ключевой темой переговоров, по видению российской стороны, должно стать обсуждение условий обоюдного прекращения боевых действий, всё остальное потом. Это в определённой степени компромиссный шаг – между алгоритмом, предложенным Западом и тем, на котором настаивал Путин;
- ответив на клоунски-пафосный запрос Зеленского (жду лично в Стамбуле) назначением главы переговорной делегации своего помощника Мединского, Путин просто плюнул на украинского лидера, указав, чего тот стоит. При этом считать, что Мединский – это просто символ плевка легкомысленно: по оценкам знающих людей, он в 2022 году показал недюжинные дипломатические способности.
Остаётся вопрос, как на сложившуюся обстановку отреагирует Трамп. Есть наблюдатели, которые считают, что демонстративное снижение Путиным уровня переговоров будет расценено президентом США как личное оскорбление, его пресловутое терпение лопнет, и на Россию обрушатся, наконец «калечащие санкции». Маловероятно минимум по двум причинам. Во-первых, обрушившись на Путина, Трамп покажет, что провалился в своих миротворческих усилиях; вряд ли он горит желанием выступить в роли лузера. (К слову, если бы Трамп был готов к принуждению Путина к миру через силу, он мог бы повторить Зеленского и заявить, что будет лично ждать Путина в Стамбуле в четверг, и очень интересно, как бы тут повёл себя российский лидер.) Но нет, Трамп отделался уклончивыми «возможно» и «если что-то будет, то я заскочу в Стамбул».
Во-вторых, Путин постарался подстелить соломки: информация о персональном составе участников совещания перед переговорами в Стамбуле (верхушка МО, МИД, СВР, ФСБ, а также все командующие группировками в зоне СВО) должна показать Трампу, и не только ему, разумеется, что российский президент относится к перспективам замирения крайне серьёзно, что он вовлечён в переговорный процесс по самое не могу независимо от того, кто официально возглавляет переговорную делегацию.
На самом деле предельно глупо выглядит сегодня Зеленский. Вот он в Стамбуле – и что ему там делать? Присоединиться к Ермаку и Ко при том, что за столом напротив будет сидеть Мединский? Это значит окончательно потерять лицо. Психануть, и отказаться от переговоров, ведь Зе неоднократно в последние дни повторял, что в России всё решает один Путин и с ним одним надо разговаривать? Но тогда даже альтернативно одарённым станет видно, кто тут хочет мира, а кого кормит и держит на плаву война. Смириться, сделать вид, что ничего экстраординарного не случилось и согласиться продолжить переговоры в формате, предложенном Россией? Но тогда у самих украинцев неизбежно возникнет вопрос, - значит, за три года войны мы ничего не добились и зря угробили около миллиона соотечественников?
Так что всё только начинается. Или продолжается.