Почему истории о реальных преступлениях, убийцах и их жертвах привлекают так много людей? РБК-Тренды решил разобраться, что стоит за любовью к жанру тру-крайм, когда стоит беспокоиться из-за такого влечения, а заодно привёл список подкастов и фильмов в этом жанре, которые заслуживают того, чтобы их послушать-посмотреть на досуге.
Что такое тру-крайм
«Обо мне написано одиннадцать книг в твердом переплете, — как-то сказал репортеру серийный убийца Джон Уэйн Гейси накануне своей казни в 1994 году. — Тридцать одна книга в мягкой обложке, два сценария, один фильм, одна бродвейская пьеса, пять песен и более пяти тысяч статей. Что я могу сказать по этому поводу?» По этому поводу можно уверенно утверждать: реальные преступники и их злодеяния уже прочно вошли в нашу жизнь как объекты массовой культуры и герои жанра «тру-крайм».
Тру-крайм (от англ. true crime, дословно «настоящее преступление») — это документальный жанр в литературе, кинематографе, подкастинге и других медиа, где автор исследует реальное преступление, описывает действия злоумышленников и его жертв. По данным исследования YouGov, проведенного в 2022 году, контентом тру-крайм увлекается половина опрошенных, а каждый третий говорит, что смотрит или слушает криминальные истории хотя бы раз в неделю.
История жанра тру-крайм
Профессор Джой Вильтенбург пишет, что жанр тру-крайма зародился в XVI веке. Тогда в европейских газетах и листовках печатались памфлеты и гравюры, повествующие о жестоких преступлениях и пытках.
Одним из первых и весьма успешных тру-крайм-авторов был английский тюремный капеллан Генри Гудкол. С 1620 по 1636 годы он служил священником при лондонской тюрьме Ньюгейт. Во время исповедей Гудкол выслушивал сотни кровавых историй о злодеяниях заключенных. Капеллан увидел в этом возможность для заработка. В ту эпоху грамотность населения стремительно росла, и легкое чтиво могло заинтересовать англичан. Священник стал выпускать дешевые листовки, в которых подробно описывал страшные преступления самых опасных своих «прихожан». По количеству продаж Гудкол понял, что из всех преступлений истории об убийствах привлекают лондонцев больше всего.
Примечательно, что выходивший в XVII—XIX веках «Ньюгейтский календарь», в котором описывались подробности преступлений и смертных казней, не уступал по популярности Библии. В этом издании можно было найти биографии заключенных, приговоренных к смертной казни, описания их жизни и преступлений.
Важной фигурой в развитии жанра «тру-крайм» стал английский эссеист Томас Де Квинси. Его сатирическое эссе «Убийство как одно из изящных искусств» (1827) многие считают духовным предшественником «Хладнокровного убийства» Трумена Капоте (1966). В своей работе Де Квинси предлагает рассмотреть убийство не только как страшный грех, а как эстетическое явление, как если бы речь шла о произведении искусства. Так разговор о преступлениях постепенно выходит за рамки криминальных сводок и становится поводом для анализа и рефлексии.
Роман «Хладнокровное убийство» Капоте сформировал жанр тру-крайм в ХХ веке, поскольку сочетал в себе пересказ реального преступления и литературные приемы, свойственные художественным произведениям. Роман повествует о событиях, которые произошли 15 ноября 1959 года, когда два молодых человека, Перри Смит и Ричард Хикок, убили семью Клаттеров в штате Канзас. Капоте прочитал об этом небольшую заметку, заинтересовался и отправился в Канзас, чтобы начать собственное расследование. Сегодня роман входит в американскую версию «100 лучших детективных романов всех времен». Несмотря на успех книги, многие участники событий, произошедших в Канзасе, осуждают Капоте за то, что местами он «беллетризировал» некоторые моменты и сам додумывал несуществующие эпизоды.
Важной вехой в становлении тру-крайма стали 1970-е и 1980-е. Тогда в центре внимания общеста, полиции и деятелей культуры оказались серийные убийцы. В 1970-м шел громкий процесс Чарльза Мэнсона и его секты, которая называла себя «семьей» и жестоко расправлялась с жертвами по велению своего лидера. Суд над преступниками подробно описал прокурор Винсент Буглиози в книге «Helter Skelter: Правда о Чарли Мэнсоне». В 1980 году вышла автобиографическая и биографическая книга писательницы Энн Рул «Незнакомец рядом со мной», посвященная маньяку Теду Банди, одному из самых жестоких убийц в истории.
В 1990-х и начале 2000-х тру-крайм проникает в телевизор. У зрителей появляется возможность следить за громкими судебными разбирательствами на ТВ чуть ли не в прямом эфире. Культовой судебной драмой тех лет стало дело О’Джея Симпсона. Звезду американского футбола обвинили в убийстве жены и ее любовника. Так как Симпсон был крайне популярен в Америке, за его процесстом, которое длился около девяти месяцев, следили, по разным оценкам, от 95 до 150 млн телезрителей.
В 2010-х, в полной мере освоив ТВ-площадку, тру-крайм завоевывает стриминговые сервисы. В 2014 году происходит настоящий бум жанра — журналистки Сара Кениг и Джули Снайдер запустили подкаст Serial, который задал моду на криминальные истории. Англоязычное аудиошоу скачали более 350 млн раз.
Выпуски Serial базируются на реальных историях, а в качестве гостей выступают люди, которые имеют прямое отношение к преступлению. Первый сезон был посвящен Аднану Сайеду, которого в 2000 году осудили за убийство бывшей девушки и приговорили к пожизненному сроку. Авторы провели свое расследование, опросили близких и знакомых Сайеда и потерпевшей, чтобы воссоздать точную картину события. В итоге у журналистов накопилось достаточно неизвестных ранее деталей, чтобы усомниться в виновности Сайеда. Слова свидетелей, приглашенных в подкаст в качестве гостей, отличались от их показаний в суде. В результате в 2022 году после нескольких лет рассмотрений суд отменил приговор. Сайед попал за решетку в 17 лет, а вышел в 41 год.
Сегодня сложно представить, чтобы на стриминговой платформе не оказалось подкаста, сериала или фильма на основе реальных криминальных историй. По данным сайта The Numbers, с 2020 по 2021 год в топ-10 лент на площадке Netflix первые места восемь раз занимали именно тру-крайм фильмы. В 2022 году лидером рейтинга стал сериал «Монстр: История Джеффри Дамера», который за два месяца набрал больше миллиарда часов просмотров — до него это удавалось только сериалам «Игра в кальмара» и «Очень странные дела». В 2022 году половина опрошенных американцев заявила, что смотрит или слушает тру-крайм, а 13% отметили, что это их любимый вид контента.
Почему мы любим тру-крайм: причины
Исследователь и писатель Колтан Скривнер утверждает, что популярность тру-крайма, как и успех фильмов ужасов и обилие насилия в СМИ, в первую очередь, связана с болезненным любопытством, которое считается распространенной психологической чертой человека.
Психоаналитик Татьяна Дужарь называет еще три причины, почему люди испытывают интерес к тру-крайму:
Тру-крайм отсылает к нашей естественной потребности быть в безопасности и помогает отслеживать потенциальные угрозы в окружающем нас мире. Стремление человека исследовать психологический профиль преступника, разбирать его мысли и мотивы может быть связано с тем, что мы природой «запрограммированы» остерегаться угроз и распознавать опасность в нашем окружении.
«Предупрежден, значит, вооружен», — нам хочется понять, что движет человеком, заставляет его вставать на путь преступлений и совершать те действия, которые для нас были бы немыслимы. Чем больше информации мы собираем о деструктивных психопатичных личностях, тем сильнее укрепляется наша вера в то, что увидев человека с подходящими под профиль чертами и особенностями в повседневном мире, мы сможем вовремя среагировать и обеспечить себе безопасность. Погружение в тру-крайм способно давать более полное представление о том, что делать, если мы однажды окажемся в такой ситуации. У нас появляется возможность примерить роль жертвы преступления и прочувствовать происходящий кошмар на себе, определить стратегии выживания перед лицом неопределенности, жестокости и кошмара.
Тру-крайм дает возможность справиться со своими страхами в безопасной обстановке. Изучение мира преступлений помогает нам представить и проанализировать свои варианты действий в кризисной ситуации, если мы представляем себя в роли жертвы. Мы можем столкнуться со своими самыми глубинными страхами, увлекаясь этими историями и проживая в метафорической форме всевозможные муки и кошмары. Однако мы делаем это в безопасном месте, чаще всего, находясь за просмотром или прослушиванием дома, в знакомой и привычной обстановке. Мы сами отвечаем за контроль ситуации — нас никто не заставляет смотреть или слушать такие истории, и тем более эмоционально вовлекаться; если смотреть невыносимо сложно — мы можем в любой момент остановить просмотр.
Тру-крайм помогает разгуляться нашей «теневой» стороне. У каждого из нас есть качества, от которых хочется отстраниться и избавиться: жестокость, агрессия, раздражительность, злопамятность, негативные мысли, желание нанести кому-либо вред. Чтобы наши «внутренние демоны» не вырывались, в социальной жизни мы привыкли их старательно подавлять. Однако истории о преступниках и преступлениях дают возможность «накормить» ту табуированную часть себя, которую мы привыкли отрицать по каким-либо моральным причинам.
Далеко не все любители тру-крайма идентифицируют себя с жертвами во время просмотра или прочтения историй: вы можете поймать себя на мысли, что вам импонирует преступник и вы даже согласны с его желанием, например, жестоко отомстить кому-то, если история об этом. Но это не повод бить тревогу и подозревать у себя разрушительные тенденции. Возможно, когда-то с вами нехорошо обошлись и вам искренне хотелось наказать своих обидчиков, а эта история подняла на поверхность прошлые переживания и не прожитые чувства в виде гнева, ярости, обиды.
Критика жанра тру-крайм
Криминальные истории бывают полезны для общества. Например, после освещения истории об исчезновении 22-летней Габи Петито девушку стали искать всем интернетом. Люди объединялись в группы и сообщества, обсуждали разные версии и причины исчезновения. Благодаря широкой огласке удалось найти очевидцев, которые дали показания и помогли раскрыть дело.
Однако у популярности жанра тру-крайм есть и обратная сторона. В погоне за рейтингами авторы часто не задумываются, что своей работой заставляют жертв и родственников погибших заново переживать травматичные события. Кроме того, некоторые шоу продолжают производство, не получив согласия близких потерпевших. Семья Роберта Маста, убитого в 2015 году, умоляла Netflix не выпускать о нем эпизод сериала «Я убийца», заявив, что бесчеловечно наживаться на эмоциях скорбящих родственников. Просьбы остались без внимания.
Еще одна тема для споров вокруг жанра тру-крайм — романтизация преступников. Тед Банди и Джеффри Дамер — два самых известных серийных убийцы, один из которых убил более 36 женщин, а другой был каннибалом. Несмотря на это, они получили множество любовных писем и признаний от молодых женщин и подростков. После успеха сериала «Монстр: История Джеффри Дамера» в магазинах появились очки «как у Джеффри», его образ стал вдохновением для создания костюмов на Хэллоуин, а в социальных сетях появились тысячи фанатских видео с персонажем, которого сыграл Эван Питерс.
Может ли тру-крайм навредить психическому здоровью
Активный просмотр, чтение или прослушивание криминальных историй не могут навредить психике. Но во всем нужно знать меру. Дужарь объясняет, что для чувствительных людей чрезмерное увлечение тру-краймом может привести к обострению тревожности и стресса, отразиться на восприятии мира, существенно его исказив.
Психоаналитик Татьяна Дужарь:
«Вы можете начать слишком настороженно относиться к людям — даже к тем, кого вы знаете и кому доверяете в течение долгого времени, — поясняет эксперт. — Усиливается также бдительность, паранойя: вы можете не заметить, как начнете искать «подозрительных», «плохих» людей. Если сосед выбрасывает поздно вечером мусор, значит, скрывает улики и не хочет быть замеченным. Если на улице подходит молодой симпатичный парень и просит дать ему позвонить, поскольку забыл телефон дома — безусловно, второй Тед Банди, жаждущий очаровать харизмой и похитить вас. Если вам нравится узнавать новое о криминальном мире, будьте бережны к себе и не забывайте следить за признаками, указывающими на то, что тру-крайм начинает негативно отражаться на вашем психологическом состоянии».
Если вы заметили за собой следующие изменения, возможно, стоит на время ограничить просмотр и прослушивание тру-крайма.
У вас появились проблемы со сном: снятся кошмары или преследует бессонница;
Вы чрезмерно погружаетесь в историю и ловите себя на мысли, что обдумываете ее постоянно: когда гуляете, работаете, готовите, занимаетесь делами по дому, общаетесь с близкими;
Вы не можете переключиться на другие свои интересы: кажется, будто они уже не приносят удовольствия и эмоций, как это делает тру-крайм;
У вас появился страх выходить на улицу или оставаться дома надолго в одиночестве;
У вас появились ритуалы: вы можете неоднократно проверять, заперты ли ваши двери по вечерам, вглядываться в окна в поисках подозрительных прохожих;
У вас ухудшилось настроение за последние дни: вы срываетесь на близких, раздражаетесь, когда вас отвлекают от тру-крайма, не испытываете эмоций в реальном мире, чувствуете эмоциональное истощение.
Если увлечение тру-краймом не доставляет вам дискомфорта, не заставляет тревожиться и испытывать стресс, беспокоиться не о чем.
Подборка тру-крайм подкастов
«Дневники Лоры Палны»
Журналисты Маша Погребняк и Митя Лебедев рассказывают друг другу истории самых кровавых, резонансных и нашумевшх серийных убийц России и всего мира. Они пытаются понять мотивы каждого преступника, и для этого опираются на психологические портреты, мнения криминалистов, воспоминания следователей и свидетелей.
«Тут такое дело»
«Говорим о будоражащих и страшных преступлениях с долькой сарказма и за бокальчиком вина», — пишут о себе авторы канала Даша Сабурова и Маша Сопкина. У Даши и Маши юридическое образование, что особенно актуально для темы разговора.
«У холмов есть подкаст»
Еще один пример, как о страшных преступлениях можно рассказывать легко и даже весело, приправляя кровавые истории черным юмором. Ведут подкаст брат и сестра Тима и Валя Назаровы. В выпусках можно найти как зарубежные истории, так и преступления наших соотечественников, например, битцевского маньяка.
«True Crime на диване»
Автор рассказывает о злодеяниях разных времен, стран и культур. Например, есть выпуски о ритуальных убийствах и культе наркосатанистов в Мексике, истории о рождественских убийствах, британской супружеской паре, которая отправила на тот свет 13 человек. На сайте, кроме подкастов, можно найти небольшие статьи на криминальную тему.
Подборка тру-крайм сериалов
«Беседы с убийцей: Записи Теда Банди»
Американский документальный мини-сериал о преступлениях одного из самых известных маньяков США. В него вошли выдержки более чем из 100 часовых интервью и архивных видеозаписей серийного убийцы Теда Банди, а также интервью с его семьей, друзьями, выжившими жертвами и сотрудниками правоохранительных органов, которые работали над его делом. Сериал вышел в 2019 году и был посвящен 30-летию со дня казни маньяка.
«Создавая убийцу»
Классика современного тру-крайма. Документальный детективный сериал 2015 года об американце Стивене Эвери, который отсидел почти 20 лет по обвинению в жестоком изнасиловании. После пересмотра дела и генетической экспертизы выяснилось, что Эвери невиновен. Однако после недолгого пребывания на свободе бывший заключенный стал фигурантом нового дела, — теперь его обвинили в пропаже журналистки, которая была у него дома. На съемки сериала ушло более 10 лет, в итоге он охватывает события, происходившие в течение 30 лет.
«Лестница»
Художественный восьмисерийный сериал, снятый на основе одноименного документального французского фильма о деле Майкла Питерсона. Сюжет разворачивается вокруг реального преступления — Питерсон, писатель военных романов, обвиняется в убийстве своей жены Кэтлин после того, как ее находят мертвой у подножия лестницы в их доме. Скандальной историей начинает интересоваться французская съемочная группа, занимающаяся документальным кино. Создатели сериала сделали тру-крайм внутри тру-крайма, отчего зрелище становится еще более захватывающим.
«Фишер»
Российский сериал, основанный на реальных событиях. Прозвище Фишер имел серийный убийца Сергей Головкин, орудовавший в Одинцовском районе Московской области с 1986-го по 1992 годы. В сериале интересна не только личность самого маньяка (невероятно жуткая), но и жизни следователей, которые вели дело.