Время и Деньги
15.10.2011 Техно

Чтоб сверху было видно все

В июне 1982-го, во время пятой арабо-израильской войны, странная “падучая” вдруг поразила сирийскую систему ПВО - за короткий период враг уничтожил большое количество пусковых установок и командных пунктов. И зачастую израильские ракеты попадали прямо в открытые люки комплексов, что мало укладывалось в теорию вероятности. Вызванные из Союза специалисты поняли: израильтяне применили новую тактику - сочетание дистанционно пилотируемых летательных аппаратов с телекамерами на борту и наводящихся по ним ракет. Это было первое столь эффектное применение беспилотных самолетов, которым сегодня предсказывают тотальное господство в небе будущего. Казанское ЗАО “ЭНИКС” - один из ведущих российских разработчиков и производителей подобной техники. Сегодня здесь, к примеру, предлагают проект эдакого всевидящего ока, охватывающего взглядом весь Татарстан.

Бесчеловечное небо

Беспилотные авиационные системы (БАС) - наиболее динамично развивающийся сегмент мирового авиарынка. Форсирование беспилотных программ последовало после анализа недавних операций в Афганистане и Ираке, где беспилотники применялись широкомасштабно. А в 2002 году в Афганистане беспилотный летательный аппарат (БПЛА) впервые использовали как ударное средство: с БПЛА RQ-1А Predator была обнаружена группа боевиков, которую накрыли пущенной с этого же борта ракетой.

Достоинства беспилотников очевидны: отсутствие “дорогостоящего” экипажа, относительно небольшая стоимость, малые эксплуатационные затраты, возможность выполнять маневры с перегрузкой, дальностью и длительностью, превышающими физические возможности человека (недавно американский экспериментальный беспилотник Х-43А побил мировой рекорд скорости - разогнался почти до 8 тысяч км/ч - в 7 раз больше скорости звука). Спектр решаемых боевых задач широк: радиационная, химическая, биологическая, метеорологическая, радиотехническая разведка, а также, естественно, разведка всевозможных целей и местности; нанесение огневых ударов; радиоэлектронная борьба; управление огнем и оценка его результатов; ретрансляция сообщений; транспортные функции. Конструкторами лидирующих в этой области США большое внимание уделяется специализированным аппаратам, которые войдут в первый эшелон воздушного удара перед крылатыми ракетами и боевыми самолетами. Что касается разведки, то БПЛА обеспечивает полевого командира необходимым снимком местности уже через 15 минут, тогда как десять лет назад при использовании самолетов-разведчиков для этого требовалось 36 часов.

Помимо назначения БПЛА различают по масштабам применения (стратегические, тактические, оперативные), высоте и продолжительности полета, дальности действия, возможности повторного применения (многоразовые и одноразовые), аэродинамической схеме (самолетного и вертолетного типа), способу старта (катапультному, с руки, со взлетной полосы) и посадки (самолетной, парашютной, улавливливанию различными приспособлениями), способу управления (оператор, программа или их комбинация), специфике разведывательной аппаратуры, времени получения собранной информации (он-лайн, в ходе сеансов связи, после посадки), габаритам (миниатюрные, сверхмалые, малые, средние, большие).

Во второй половине 1990-х годов обозначились серьезные успехи в создании сверхминиатюрных беспилотников. Предполагается, такие аппараты, оснащенные всевозможными камерами и датчиками, будут входить в состав индивидуального снаряжения военнослужащих. Исследования доказали реальность изготовления аппаратов размером не более 150 мм. Но их первое поколение появится не ранее 2010 года, причем к этому времени могут быть созданы “микробы” с машущим крылом.

На Западе программы по разработке БПЛА приоритетны. США в ближайшие 10 лет намерены заменить на беспилотники не менее 30% боевых самолетов для нанесения ударов в глубоком тылу противника. А к 2025 году беспилотными будут уже около 90% боевых самолетов, а оставшиеся 10% останутся в резерве для выполнения наиболее важных задач в условиях большой неопределенности. Широкое использование БПЛА планируется и в гражданских целях. По прогнозам, уже через 10 лет коммерческие и муниципальные службы США будут использовать порядка восьми тысяч БПЛА для контроля за дорожным движением, перевозки грузов, тушения лесных пожаров и так далее. Причем создание в США беспилотной авиации происходит в рамках единого, детально разработанного концептуального замысла.

Занятно, но в 60-80-е годы прошлого века лидером в области БАС, особенно боевых, был именно СССР. Сейчас же в России малой серией выпускается и совершенствуется единственный беспилотный комплекс военного назначения - тактический “Строй-П”. У нас нет даже программного документа, определяющего развитие беспилотных систем для Вооруженных сил и других силовых структур. И лишь в последние годы вновь активизировался интерес к созданию военных БАС различного назначения. Работы ведутся в предельно закрытом режиме. Но разработчики утверждают, что имеют конструкции, сопоставимые по характеристикам с аппаратами мировых лидеров и при этом меньше стоящими. Утверждают, что соизмеримого задела в этой области нет ни у одной страны, за исключением разве что США.

Выстрелить самолетом из рогатки

“Да, в былые времена мы были намного впереди других стран, - подтверждает директор “ЭНИКС” Валерий Побежимов. - Впрочем, Россия и сейчас остается мировым лидером в области беспилотной авиации, но - только по идеям. А по производству мы первые с конца. Прежде всего, это происходит потому, что в стране разрушена школа заказчика... Мир, тем временем, вовсю переходит на беспилотные авиационные системы, и в военной области БПЛА применяются тысячами”.

В России же пока наиболее востребованная, а потому более-менее массово выпускаемая беспилотная продукция - это воздушные мишени. В том числе и производства “ЭНИКС”: серийно здесь выпускается мишень Е-95. Впрочем, у “ЭНИКС” и эти довольно нехитрые аппараты - с изюминкой: ноу-хау фирмы - пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, простой по конструкции, легкий (4 килограмма), малогабаритный (длина - 1,3 м) и относительно дешевый. Меньше всего это похоже на силовую установку, скорее уж - на трубу мотоциклетного глушителя. Особенность двигателя в том, что в нем нет ни одной движущейся части. Что-то похожее есть в США и Франции. Но агрегат с аналогичной тягой у французов в 2,5 раза длиннее, у американцев - в два раза больше по диаметру.

“ЭНИКС” занимается проработкой любых вопросов, касающихся беспилотной авиации. В том числе и боевой. Аппараты для радиоэлектронной борьбы и разведки, корректировки огня, визуальной разведки, съемки местности. Или транспортные машины. Например, какое-то спецподразделение находится в горах. Все необходимое бойцы с собой принести не смогли. Посылать туда самолет или вертолет опасно - горные погодные условия плюс высокая вероятность поражения с земли. Вот тогда и пригодится транспортный БПЛА. Сбросить в определенной точке груз - в этом нет ничего технически сложного.

Или аппараты под высокоточное оружие... Впрочем, нет такой проблемы - нагрузить БПЛА ударными средствами. А вот как заставить аппарат мыслить в условиях автономного полета: чтобы он знал свое положение в воздухе, положение других аппаратов и взаимодействовал с ними, умел распознавать цели - настоящий танк или надувной (сегодня для этого делаются датчики, работающие на нетрадиционных принципах)?..

Что касается тенденции к миниатюризации БПЛА, то сейчас самый небольшой аппарат “ЭНИКС” - “Элерон” - в зависимости от модификации имеет размах крыла 1,20-1,40 м. “Если говорить об уменьшении аппарата, скажем, до размеров 15-20 сантиметров, - рассказывает Валерий Николаевич, - то электроника это позволяет. Но физика движения говорит, что с обычным крылом такие аппараты будут неэффективны. А путь машущего крыла вряд ли принесет какой-то успех в ближайшем будущем. Потому что, если говорить о насекомых, по образцу которых это все должно делаться, то у них настолько сложное крыло и движения, что вычислить их можно только на живом уровне, на уровне чувств”.

“Элерон” весит 2,8 килограмма. Стартует при помощи катапультного устройства, напоминающего вкопанную в землю рогатку. После “выстрела” включается электродвигатель, который разгоняет аппарат до 110 км/ч (минимальная скорость - 60 км/ч) и поднимает на высоту до трех километров. Продолжительность полета - до полутора часов.

Функции “Элерона” в общем можно выразить как наблюдение за земной поверхностью (есть и морской вариант, но пока еще не до конца отработана посадка в палубное улавливающее приспособление). При управлении оператором радиус действия, в зависимости от стоящей на борту аппаратуры, - 10-25 км. Если же “Элерон” действует по программе, то радиус увеличивается до 50 километров. Плюс к этому самолет может еще и нести до 500 граммов груза. Ориентируется аппарат при помощи глобальной спутниковой навигационной системы. Наземный комплекс управления “Элерона” весит 5,5 кг и переносится в кейсе.

Садится “Элерон” на парашюте - в точку, которую вы изначально зададите. Как считают конструкторы “ЭНИКС”, посадка по-самолетному - ошибочная концепция, в боевых условиях почти не применимая. Ведь для захода на посадку нужны едва ли не идеальные условия: если на скорости в 50-60 км/час аппарат врежется в какой-нибудь элементарный куст, от самолета мало что останется... Готовясь к посадке, аппарат сам определяет направление ветра, выбирает высоту, на которой ему надо выключить двигатель и выпустить парашют. Если же координаты места посадки не введены, он сядет туда, откуда взлетел. Поэтому самолет всегда “держит в уме” пройденное расстояние и, не доходя до “точки невозврата”, всегда повернет обратно, для чего может даже взять управление на себя.

Взгляд на Татарстан из поднебесья

“Элерон” уже используют военные. В позапрошлом году, когда Президент Путин посетил один из погранотрядов в Дагестане, продукцию “ЭНИКС” ему продемонстрировали в действии. У пограничников этот БПЛА вписан в комплекс охраны границы. Например, на пульте дежурного высвечивается срабатывание каких-то датчиков. Но никто не знает: лось это прошел или человек. Да и зачастую добраться до места крайне затруднительно или долго - болото, горы, чащоба и так далее. А “Элерон” уже через несколько минут находится в точке и транслирует все, что видят и чувствуют его всевозможные камеры и датчики. А вариантов оснащения немало, ведь “Элерон” - это база, на борт которой можно загрузить самую разную аппаратуру.

Особый интерес эти БПЛА представляют, конечно, для спецслужб. Весной прошлого года “ЭНИКС” выиграл конкурс МВД РФ на проектирование и постройку аппарата “для улучшения эффективности работы оперативных служб”. Несколько “Элеронов” находятся в опытной эксплуатации у МЧС РФ. Отзывы - самые благоприятные. И теперь для того, чтобы аппарат появился во всех отрядах МЧС, “ЭНИКС” планирует открыть школу операторов, ведь квалифицированное управление БПЛА - это целая система специфических навыков.

Очень заинтересованы в БПЛА предприятия топливно-энергетического комплекса. Это и контроль утечек нефти и газа, влекущих за собой огромные издержки. И охрана нефтепроводов - чтобы не делали врезки. И контроль за нефтяными вышками. И поиск обрывов в линиях электропередач. Беспилотник для выполнения всех таких задач в “ЭНИКС” уже разработан. В конце января разработки будут представлены на первой в России специализированной выставке, где будут показаны БПЛА, сделанные в интересах ТЭК.

В следующем году начнется опытная эксплуатация “Элеронов” российским Министерством экологии и природных ресурсов. Обнаружение лесных пожаров, определение их границ, контроль за незаконной порубкой и даже за самим здоровьем леса. Еще - выявление несанкционированных свалок. Со следующей весны при помощи “Элеронов” попробуют и браконьеров ловить.

Возможных функций у “Элерона” очень много. Ретрансляция связи, охрана стратегических объектов, дорожный контроль, розыск преступников и так далее. Совместно с одним из российских предприятий разработан аппарат-картограф. Сегодня кадастровые службы вынуждены нанимать для соответствующих работ сверхдорогостоящие специальные самолеты. Использование БПЛА - намного дешевле. Качество - лучше, чем со спутника. И снимки можно получить не через несколько дней, а в течение нескольких часов.

Один из самых интересных (такого к тому же нет нигде) проектов - разрабатываемая совместно с технопарком “Идея” система оперативного мониторинга при помощи БПЛА народно-хозяйственной деятельности в РТ. Система позволяет, не выезжая на место, получать оперативную информацию из любой точки республики. Своеобразное всевидящее око правительства. Можно будет едва ли не мгновенно проверить, засеяли поля в таком-то районе или только отрапортовали. Как продвигается в таком-то населенном пункте строительство жилья? И так далее. Для этого каждый район республики делится на участки - радиусы действия аппарата. Например, поступила информация, что в таком-то районе горит лес. С пульта управления в Казани дается команда, взлетает аппарат, который выдает на экран полную картину в реальном масштабе времени. Дело минут.
14
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии